ТОП:
Донецку посвящается. Регион без центра. Регион-периферия
Третьему имени шахтерской столицы недавно исполнилось 50 лет. 9 ноября 1961 года Президиум Верховного Совета УССР переименовал Сталинскую область в Донецкую область, а город Сталино — в город Донецк. Данное решение стало неизбежным следствием советской политики официальной десталинизации, которая достигла своего пика в 1961 году. До 1923 года Донецк назывался Юзовкой в честь уэльского предпринимателя Джона Хьюза, который в 1869 году начал здесь строительство металлургического завода с рабочим поселком. Именно 1869-й принято считать годом основания города Донецка. 50-летняя годовщина названия Донецка – хороший повод поразмыслить над тем, в какой мере применима к донецкому региону классическая модель «центр-периферия». С точки зрения данной модели, центр – это очаг технологических и социальных достижений, а периферия – это источник ресурсов и потребитель достижений центра. Центр объединяет вокруг себя периферию подобно веретену, на которое наматывается нить. Но в донецком случае речь больше идет не о гвозде с нитью, а об одноразовой клейкой ленте для ловли мух. И виноваты в этом, как всегда, и исторические обстоятельства, и все те, кто правил донецким краем на протяжении его истории. В общественно-культурном и социально-психологическом отношениях в донецком крае нет деления на центр и периферию. Есть периферия и… периферия. Или скажем так: существует «псевдоэлитарная периферия» (Донецк) и «провинциальная периферия» (Донецкая область). Подобная логика применима и к самому городу Донецку: в социально-психологическом плане «центр города» мало чем отличается от «городской периферии». Я не берусь судить, хорошо это или плохо. Вполне вероятно, что вышеуказанные выводы относятся не только к донецкому краю, но и ко многим другим подобным регионам Украины, постсоветского пространства и остального мира. А теперь попытаемся понять, почему Донецкая область и город Донецк не делится в общественно-культурном и социально-психологическом контексте на центр и периферию. Донецкая область: периферия без центра Административно-географический и политико-экономический статус Донецка не соответствует роли регионального ядра технологической культуры и гуманитарных достижений. Донецк, как и вся Донецкая область, - это источник ресурсов, что, как мы указали выше, выступает признаком периферийности. Советский культурно-генетический фактор. Донецкая область была образована в 1932 году путем слияния 5 округов УССР (Артемовский, Луганский, Мариупольский, Сталинский, Старобешевский). А в 1938 году область разделили на Сталинскую (Донецкую) и Ворошиловградскую (Луганскую). В советское время донецкий регион изначально формировался в духе одной большой периферии, где монопольно царил провинциально-промышленный тип культуры. В гуманитарном и технологическом отношении Донецк из всего Донбасса чем-то существенным не выделялся. Донецк растворялся в едином советском образе «Донецкого Края» – края шахтерской славы. Поскольку шахтеры считались элитой рабочего класса, Донецку – как областному центру – приходилось выступать лишь «главным хранителем» «элитарной» культуры региона, которая выражалась в бытии тех, кто добывает ресурсы, то есть мы снова говорим о признаках периферийности. Нынешний административно-политический уклад. Нужно заметить, что административно-политическая власть донецкого центра сегодня сосредоточена в руках выходцев из периферии. Следовательно, культура местной власти строится на периферийном мировоззрении. Но! Провинциальная культура может выражаться по-разному. С одной стороны, это может быть стремлением к сохранению духовности, традиций и человечности в мышлении (вспомните толстовские рассуждения о провинциальном «содержании» и столичной «форме»); а с другой – это может быть стихийной страстью к славе, богатству и самоутверждению за счет других людей. К сожалению, относительно нынешней донецкой власти нам приходиться говорить именно об алчных проявлениях провинциальной натуры. Да ведь и сегодняшняя украинская власть – это власть «донецких», которые осознанно или неумышленно пытаются сделать из Украины один большой Донбасс, где роль центра будет выполнять «донецкий Киев». А сам Донецк в этой схеме будет выступать в роли полупериферии и источника административно-политических кадров. Элитарная и массовая культура региона. Проведем аналогии между моделями «центр — периферия» и «элитарная культура — массовая культура». В этом плане региональный центр – это не только очаг распространения массовой культуры (мода), но ещё и хранитель завоеваний элитарной культуры (высокое искусство, научные достижения и пр.), а таковых в активе Донецка практически нет по ряду причин. Во-первых, здесь все ещё оказывает влияние советское эхо с его «элитарно-пролетарским» образом угольного Донбасса. Во-вторых, в современном Донбассе наблюдается тотальная монополия низких форм массовой культуры (диктатура дешевой попсы). В-третьих, в сегодняшнем Донецке, по сути, отсутствуют очаги элитарно-духовной культуры. Все это заменяется материальным пониманием элитарности. Недаром, в 2009 году, согласно опросу еженедельника «Комментарии», самым влиятельным человеком Донецкой области был назван Ринат Ахметов, в то время как самым влиятельным человеком во Львовской области стал уже бывший глава Украинской Греко-Католической церкви Любомир Гузар. Донецк: город без центра В историческом контексте Донбасс – это регион градообразующих заводов и шахт. Таким градообразующим промышленным объектом для Донецка в 1869 году стал металлургический завод, вокруг которого отстраивался рабочий поселок. Сегодня центральная точка Донецка – это площадь Ленина, которая во времена Юзовки была окраиной (!) города. Видимо, данный факт оказал какое-то культурно-генетическое влияние на то, что сегодня на площади Ленина не чувствуется дух центра города. Именно дух, который не всегда можно создать, всего лишь модернизировав архитектуру окружающих зданий. В целом, люди, живущие сегодня в центре Донецка, в социально-психологическом плане особо ничем не отличаются от жителей других районов города. Да, у «центральных» больше понтов и пафоса, но, как мы уже подчеркивали, к элитарности это не относится. В свою очередь, жители других районов Донецка, попадая в центр города, свое поведение особо не меняют, потому что на них не давит все тот же «дух центра». Просто по причине его отсутствия.

Тэги:

Комментарии

В Запорожье по-жесткому «оприходовали» юную девчонку. Появилось видео
В Запорожье по-жесткому «оприходовали» юную девчонку. Появилось видео
В Запорожье по-жесткому «оприходовали» юную девчонку. Появилось видео
В Запорожье по-жесткому «оприходовали» юную девчонку. Появилось видео
В Киеве задержан боевик ИГИЛ
В Киеве задержан боевик ИГИЛ
«Призрак» мертвого соседа напугал канадку и взбудоражил соцсети
«Призрак» мертвого соседа напугал канадку и взбудоражил соцсети
В Индии появилась больница для слонов
В Индии появилась больница для слонов
На Сумщине неизвестные сожгли автомобиль депутата
На Сумщине неизвестные сожгли автомобиль депутата
Под Киевом грабителя магазина застрелили из его же пистолета
Под Киевом грабителя магазина застрелили из его же пистолета
В Кременчуге подросток чудом выжил, сорвавшись в 150-метровый карьер
В Кременчуге подросток чудом выжил, сорвавшись в 150-метровый карьер
На крупной взятке погорел чиновник Минэнерго
На крупной взятке погорел чиновник Минэнерго
В Запорожье марокканец два года жил на крыше после отчисления из вуза
В Запорожье марокканец два года жил на крыше после отчисления из вуза
Китайцы создали альтернативу GPS
Китайцы создали альтернативу GPS
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?