ТОП:
Современная опера «Хорошего дня!» - произведение о ежедневном небытие

Современная литовская опера «Хорошего дня!» была представлена на ГОГОЛЬFEST в Киеве. Опера для десяти кассирш, звуков торгового центра и фортепиано — так назвали ее авторы Вайва Грайните (автор либретто), Лина Лапелите (композитор) и Ругиле Барзджюкайте (режиссер и сценограф).

Сюжет оперы описывает разные судьбы кассирш, личность которых обычно спрятана под искусственной маской и механическим обслуживанием: «Добрый день!», «Спасибо», «Хорошего дня!» — все это маска. Незаметные в потоке повседневности, похожие на роботов продавщицы в опере становятся яркими персонажами. Основной звук оперы — постоянный писк, который сопровождает отсканированный товар. Он то затихает, то становится громче, но никогда не стихает полностью. Песни кассирш под аккомпанемент этого звука своей монотонностью напоминают процесс закупки.

В 2013 году Международный театральный институт выдвинул оперу «Хорошего дня!» на участие в финале конкурса Music Theatre NOW (Биеннале сценического искусства, Енчепиг, Швеция), где этот спектакль был удостоен приза Globe Teana-Theatre Observation. А в 2014 году опера «Хорошего дня!» была награждена «Золотым сценическим крестом», как самая лучшая постановка в исполнении литовских артистов. Также опера получила две награды Балтийского театрального фестиваля (Рига, Латвия) и главный приз фестиваля Fast Forward в Брауншвейге (Германия).

Мы пообщались с композитором и музыкальным руководителем оперы Линой Лапелите и автором либретто Вайвой Грайните.

Интересно, как воспринимают вашу постановку настоящие кассирши? Были какие-то отзывы?

Вайва Грайните:

Да, мама моего друга, которая работает кассиром, посетила наше представление. Она была тронута и позабавлена. Никогда раньше она не рассматривала свою повседневную жизнь под таким углом. Она, как большинство людей, работающих в низкооплачиваемом секторе, привыкла жаловаться и чувствовать себя жертвой. А здесь опера «Хорошего дня!» предполагает более поэтичную и широкую картину капиталистической рутины.

Лина Лапелите:

Важно понимать, что в этой работе кассир — это метафора, символ капитализма и образ каждого из нас, кто покупает или продает. Я расскажу, как мы подбирали наших «кассирш» — певиц для этой работы. Это группа очень разных людей, некоторые из них работают учителями, некоторые — профессиональные певицы, администраторы, среди них есть бывшая поп-звезда и у нас есть реальная продавщица. Мы не актерская группа и мы искали возможных «кассирш» повсюду — в супермаркетах, среди музыкальных коллективов, которые играют на свадьбах, фольк-ансамблей и аматорских хоров. Мы не предлагали никакой зарплаты — они присоединились, потому что им было интересно. А теперь эта музыкально-театральная работа продается — наш маленький супермаркет стал приносить доход. Мы путешествуем с турами по многим странам и уже увидели много новых мест, наши костюмы отглажены и мы посещаем модные обеды, НО это же абсолютный парадокс. Мы счастливо живем в нашем маленьком независимом супермаркете — который не следует путать с другим огромным — в нашем супермаркете люди улыбаются и смеются. Это маленькое сообщество и путь вперед.

Почему, кстати, именно кассиры, а не, например, официанты?

Лина Лапелите:

Каждый может увидеть то, что хочет в этой работе — конечно, она показывает много разных вещей, но мы надеемся, что она позволяет увидеть общество в целом, не важно, кассирши, работники фабрик или водители автобусов.

Вайва Грайните:

Однажды в дождливый день я покупала масло и хлеб, и дама, по имени Одетта устало сканировала мои товары. «Хорошего дня!» — фраза, которую кассиры должны повторять покупателям — сказанная ею изможденным голосом, зацепила мое воображение.

Расскажите, как создавалась опера? Почему выбраны именно эти десять женских образов?

Лина Лапелите:

Эта современная опера является примером совместной работы — все решения принимались коллективно — всеми из нас: Вайва Грайните, Ругиле Бардзжюкайте и Лина Лапелите создавали образ супермаркета, универсальную картину покупок и продаж. Мы писали и записывали тексты, музыку и работали со сценографией коллективно. Многие фестивали не придерживались нашего пожелания называться соавторами этой работы. Для некоторых режиссер более важен, иногда композитор (это же опера!), иногда автор либретто и часто нас называют по названию нашего продюсера и наши не иерархические принципы и независимость абсолютно теряются и воспринимаются фундаментально не правильно. Эти 10 кассирш также выступают примером коллективного разума — голос одной становится голосом всех, но каждая из них исключительно важна.

Мне посчастливилось увидеть оперу до показа на ГОГОЛЬFEST и, знаете, я стала совершенно по-другому разговаривать с женщинами на кассе в супермаркете: с большим участием, что ли. Думаю, со стороны это порой выглядит странно. Вы не ловили себя на таком после работы над постановкой?

Лина Лапелите:

Я думаю, что одна из причин, почему эта постановка была создана — это эмпатия между людьми и не важно, кто и чем занимается. Мы хотели создать работу, которая была бы большой в своей форме, но позволяла резонировать с маленькими вещами. Как сказал Йонас Мекас (поэт и кинорежиссер) «это произведение о ежедневном небытие»...
И конечно в процессе создания этой работы эмпатия выросла даже больше и не только по отношению к кассиршам, но также к матерям, охранникам, арт-критикам, молодым девушкам и эмигрантам.

Тэги: ГОГОЛЬFEST

Комментарии

Выбор редакции
Как коронавирус ударил по итальянскому футболу
Как коронавирус ударил по итальянскому футболу
Как коронавирус ударил по итальянскому футболу
Как коронавирус ударил по итальянскому футболу
«Небесная сотня» больше не сотня: на Майдане погибли 78 митингующих и 13 милиционеров
«Небесная сотня» больше не сотня: на Майдане погибли 78 митингующих и 13 милиционеров
Половина «Небесной сотни» это фальсификат, - Елена Лукаш
Половина «Небесной сотни» это фальсификат, - Елена Лукаш
Украинцам предлагают рассказать о своих религиозных предпочтениях, ответив на вопросы
Украинцам предлагают рассказать о своих религиозных предпочтениях, ответив на вопросы
Мобилка ночью становится опасной
Мобилка ночью становится опасной
Появился новый телеграм-канал о тайных обществах и заговорах «Адекватный конспиролог»
Появился новый телеграм-канал о тайных обществах и заговорах «Адекватный конспиролог»
Корчинский о Шеремете: Мы в конце-концов пойдем и бомбу туда подложим
Корчинский о Шеремете: Мы в конце-концов пойдем и бомбу туда подложим
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила Instagram-канал
Заработал новый telegram-канал «Авторская аналитика»
Заработал новый telegram-канал «Авторская аналитика»
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
fraza.ua
Динозавр в Киеве: в столице открывается необычная выставка
Динозавр в Киеве: в столице открывается необычная выставка
Динозавр в Киеве: в столице открывается необычная выставка
Динозавр в Киеве: в столице открывается необычная выставка
На окраине Киева насмерть забили пожилого мужчину
На окраине Киева насмерть забили пожилого мужчину
С сегодняшнего дня в Украине начинает ходить новая 200-гривневая купюра
С сегодняшнего дня в Украине начинает ходить новая 200-гривневая купюра
На Харьковщине перевернулась фура, перевозившая почти две сотни свиней. Выжили не все
На Харьковщине перевернулась фура, перевозившая почти две сотни свиней. Выжили не все
В Японии умер самый старый житель нашей планеты
В Японии умер самый старый житель нашей планеты
Неадекватный водитель устроил странный перформанс в Киеве на Голосеево
Неадекватный водитель устроил странный перформанс в Киеве на Голосеево
В результате публичных разборок в центре Днепра были ранены трое людей
В результате публичных разборок в центре Днепра были ранены трое людей
На набережной в Киеве произошло масштабное ДТП
На набережной в Киеве произошло масштабное ДТП
В Киеве маршрутка на скорости «влетела» в фуру ‒ пострадали люди
В Киеве маршрутка на скорости «влетела» в фуру ‒ пострадали люди
В Киеве эвакуатор «похитил» детей вместе с автомобилем
В Киеве эвакуатор «похитил» детей вместе с автомобилем
fraza.ua

Опрос

Статьи на какие темы вас больше интересуют?