31.08.16
Архив
Планетологи установили, что Марс в свое время стал жертвой жуткой катастрофы

Планетологи из Франции, Сенегала и США показали, что разветвленные речные системы на Марсе возникли до или в процессе рождения провинции Фарсид (Тарсиса). Это может означать, что появление региона вызвало климатическую катастрофу. Исследование ученых опубликовано в журнале Nature, кратко о нем сообщает издание New Scientist.

Ученые провели расчеты, показывающие топографию Марса до возникновения провинции Фарсида, и привели доказательства того, что разветвленная речная система сформировалась в приэкваториальном районе Красной планеты и затем мигрировала в сторону полюсов, где (по крайней мере, на Северном полюсе) в настоящее время обнаружены огромные шапки из водяного льда, сообщает Lenta.ru.

Провинция Фарсида является крупнейшим вулканическим нагорьем на Марсе и в Солнечной системе. Она возникла 4,1-3,7 миллиарда лет назад в результате извержения вулканов. Самые молодые застывшие потоки появились три миллиарда лет назад. Рождение Тарсиса имело большие последствия для Марса и по времени совпадает с исчезновением жидкой воды и плотной атмосферы Марса.

Образование провинции Фарсида привело к повороту оси вращения планеты и сдвигу Тарсиса в приэкваториальное положение, которое он занимает в настоящее время. Причиной этого послужила нагрузка, которую оказало нагорье на литосферу в гесперийскую эру геологической истории Марса (примерно 3,5 миллиарда лет назад).

Для сравнения, аналогичное событие, если бы оно случилось на Земле, привело бы к сдвигу Парижа из современного положения в район северного магнитного полюса. Ученые не исключают, что поворот оси вращения планеты мог изменить климат на Марсе, сделав его похожим на современный (сухой и холодный).

Ранее появление Тарсиса ученые связывали с возникновением теплого климата на Марсе, в частности, разветвленных речных систем. Вулканов нагорья было достаточно для формирования на планете плотной атмосферы и гидросферы. Ученые собираются продолжить исследования и уяснить связь между причиной похолодания на Марсе и появлением Тарсиса.

* * *

От редакции. Интересуетесь наукой? Заходите в киевский Музей популярной науки и техники «Экспериментаниум»!

Тэги: планета, Марс, климат, исследования