ТОП:
Режиссёр Тоня Ноябрёва: Я написала в ЦУМ: «Это вопрос жизни и смерти...»

20 сентября стартует прокат украинской социальной комедии «Герой моего времени». Режиссёр Тоня Ноябрёва в этой ленте посмеялась над неразберихой ЖЭКов, странностями музея современного искусства и нелепостями окраин.

Фильм рассказывает о парне, который приезжает из провинции в большой город, чтобы найти работу, устроить и жизнь и, как он сам говорит, «развиваться». Главный герой искренне пытается навести чистоту в подъезде, понять то, что называют современным искусством, найти работу, которая сделает его лучше.

О том, как сочинялся грустный юмор этого фильма, как у него появился «грузинский акцент» режиссёров Данелии и Шенгелая, а также о том, как буквально каждый человек сможет узнать в главном герое этого фильма самого себя рассказывает режиссёр Тоня Ноябрёва.

«Герой моего времени» вырос из твоего короткометражного фильма «День независимости», который получил диплом на Одесском кинофестивале и победил на «Молодости».

Да, мне предложили написать сценарий полнометражной картины сразу после того, как «День независимости» получил призы на фестивалях. Я бы, конечно, не написала этот сценарий без Евгения Бушмакина (Жорика), который исполнил главные роли как в «Дне независимости», так и в «Герое...». Мы с ним каждый день подробно обсуждали буквально каждую сцену фильма. Изначально сценарий писался под него.

 


Фильм «День независимости»

В твоем фильме очень точно показана волокита ЖЭКов. Все эти бесконечные очереди, бессмысленные заявления, безрезультатные споры с госслужащими. Чтобы написать сценарий, ты специально ходила по этим учреждениям?

К сожалению, я и так вынуждена часто ходить во все эти службы. Эти толстенные книжки с квитанциями, эти очереди, эти заявления, которые не приносят результата... Вся эта система ЖЭКов устроена так, чтобы отравить жизнь человеку.

По сюжету, главный герой фильма постоянно ходит по лестницам то в вверх, то в вниз. В прямом и переносном смысле. Он оказывается на разных социальных уровнях. В картине все это выглядит очень символично.

«Я так глубоко не снимаю...» — как-то раз ответил мой отец Илья Ноябрёв, когда у него спросили о подобных подтекстах в его фильме «13 месяцев». Мне очень приятно, когда зритель видит в моей ленте какие-то дополнительные смыслы. Но я их умышленно туда не закладывала. Лестницы у меня — это только лестницы.

Один из ключевых сюжетов твоего фильма разворачивается в новом ЦУМе. Но когда ты писала сценарий, здание этого ТЦ еще только строилось, и ты не могла видеть этот эффектный каскад эскалаторов в его интерьере.

Я попала на открытие нового ЦУМа, когда сценарий «Героя...» уже был написан. И после этого мероприятия я пришла домой и переписала всю третью часть фильма. Я создала отдельный сюжет, который развивался конкретно в этом здании. А с фасада я хотела снять здание бизнес-центра «Торонто Киев», который производит впечатление какого-то бетонно-стеклянного рая. Но вся съёмочная группа надо мной посмеялась и сказала, что никому никогда не разрешат снимать в этих ТЦ.

Но я решила самостоятельно добиться этой возможности. Через знакомых я нашла телефон сотрудника ЦУМа из рекламного отдела. Пыталась дозвониться, писала длинные смс и э-мейлы на двух языках. Долго ждала ответа на свои письма. Затем получила какую-то отписку. При этом продюсеры параллельно пытались меня переубедить, что нужно планировать съемки в других локациях. В конце концов, я еще раз написала в ЦУМ: «Это вопрос жизни и смерти...» Такие заявления, конечно, выходят далеко за рамки деловой переписки. И только после этого все пошло, как по маслу. Нам разрешили снимать ночью, когда в ЦУМе вообще никого не было. Все торговые точки при этом там открыты. И всем членам съемочной группы было строго запрещено прикасаться к каким-либо товарам. Все — под видеонаблюдением. В результате, «Герой моего времени» стал первым фильмом, который снимался в новом ЦУМе.

Подобным образом удалось получить право на съемки и в «Торонто». Переговоры шли крайне трудно, пока не дошло до фразы «это вопрос жизни и смерти». Но тут очень важно уточнить: «Дорогие читатели, не пытайтесь повторить этот трюк в домашних условиях!»

Еще один из сюжетов твоего фильма показывает музей современного искусства. Кто автор всех этих инсталляций, которые появляются в музее из твоего фильма?

В «Герое...» есть громоздкая машина с шестеренками и желобом, по которому катится шар, а также свиньи. Эти две инсталляции мы сочинили по мотивам реальных произведений искусства. А все остальное придумали сами. Вообще, когда мы писали сценарий, то пошли на экскурсию в Pinchuk Art Centre с диктофоном, чтобы потом в сценарии максимально достоверно прописать диалоги.

Это самые красивые места в твоем фильме. Но на контрасте с ними в ленте показано и социальное дно: базары, задворки, окраина...

Рынок мы снимали на киевской Борщаговке (бульвар Вацлава Гавела), а луна-парк — возле кинотеатра «Лейпциг». Я искренне обожают все эти лотки, на которых представлены одновременно яйца, джинсы, хомячки, елочные игрушки и пасхальные куличи (когда на дворе — май). Это такая красота уродства... Нам очень повезло, потому что съемки припали как раз на гробки, когда весь город уставлен удивительными искусственными цветами и венками. Это все стало прекрасным дополнением к картинке.

Это, конечно, кошмар полнейший...

Нет! Я это не критикую. Я это все обожаю! В фильме видно, что я любуюсь такой фактурой города. Я готова целовать всех этих людей, которые продают рыбу и рядом при этом стоят какие-то манекены с халатами, а поверх всего этого — ещё какой-то новогодний дождик. В этом есть душа! Я с одинаковым восторгом и претензией смотрю как на новый ЦУМ, так и на рынок на окраине.

Также в твоем фильме встречается несколько оригинальный муралов. Эти рисунки не только украшают кадры, но и вносят смысловое дополнение в фильм.

Мы специально искали подходящие граффити, чтобы ввести их в фильм. Например, человеческий мозг, бороздочки в котором сплетаются в лабиринт. Это перекликается с главным героем, который блуждает по городу, как по лабиринту.

Мне было важно показать максимальную какофонию в каждом кадре. Сочетание несочетаемого. Когда видишь одновременно небоскреб и бомжа, стильную одежду и веночки к гробкам, дорогую машину и бабушку, продающую какую-то мелочевку.

Твой фильм открыл актёра Евгения Бушмакина. Расскажи о нём.

Жорик — мой одногруппник из Киевского национального университета культуры и искусств. Мы с ним вместе учились на факультете массовых праздников. Эксклюзивно сейчас тебе скажу, что кинообразования, как такового, у меня нет. Жорик был самым талантливым парнем на курсе. Он очень органичен и в нем чувствуется правда существования. Почему-то его не жалуют наши режиссеры. Если ему и дают роли, то это обычно какие-то крошечные эпизоды с какими-то неблагополучными персонажами.

Роли в «Герое...» ты поручила своим друзьям и знакомым. 90% всех, кто появляется на экране — не актеры. Ты просто типажно подбирала тех людей, которые подходили под ту или иную сцену.

Да. При этом ни у кого в фильме не было готовых реплик. Я лишь задавала направление в диалогах и все актеры импровизировали, сами себе придумывая слова. И ещё, всех в фильме зовут своими именами. Например, когда мы собирали стариков для сцены в ЖЭКе, то просто шли по парку и когда видели подходящих бабушку или дедушку, то подходили и приглашали сняться. Некоторые из них в результате приходили на съемки с гостинцами и консервацией. Я их обожаю!

Вот, представь себе, на съемочной площадке около 70 стариков, которые по сюжету стоят в очереди. У кого-то давление, кому-то нужно принимать таблетки... Все они впервые снимаются и не понимают, что вокруг происходит. Как их всех организовать — большой вопрос. И тогда я стала перед ними и сказала: «Товарищи, хочу поделиться с вами своей болью... Какие в этом году пришли квитанции за отопление...» И у них всех сразу же появилась неисчерпаемая тема для разговора. Они сами создали шумную живую очередь в ЖЭКе (что и нужно было для фильма). Некоторые продолжали обсуждать платежки даже после окончания съемок!

В твоем фильме чувствуется грузинское настроение. Множество непрофессиональных актеров — как в картинах Отара Иоселиани. Неспешный ритм ленты — как в шедеврах Георгия Данелии. А по своей теме «Герой...» перекликается с «Голубыми горами...» Эльдара Шенгелая.

Я изначально хотела снять украинское кино с грузинским акцентом. Во-первых, оператор в моем фильме — грузин Тато Котетишвили («Слепые свидания»). У него уникальный дар подмечать в кадре неочевидный визуальный юмор. Я очень долго выбирала оператора, а в результате вышла на Тато совершенно случайно (через Instagram).

Во-вторых, монтажом занималась грузинка Тамуна Карумидзе. При этом первый вариант её монтажа довел меня до истерики. Мы чуть не разругались. Но потом я сделала собственный вариант монтажа. И мы снова чуть не разругались. А после этого я ей сказала: «Я совершенно согласна, что мой вариант монтажа — это ужас. Но давай попытаемся вместе сделать лучше». И после этого мы в невероятной любви работали вместе целый месяц! В-третьих, в Грузии мы работали над цветом к фильму.

Сама формулировка «Герой моего времени» применима буквально к любому человеку. Ведь, если присмотреться, в каждой личности так или иначе отображается целая эпоха...

Это кино о негероическом герое. Такой обычный среднестатистический парень. Подобного человека можно в любой момент встретить на любой улице страны. Жорик — это капля, в которой можно рассмотреть целое море нашего общества.

Очень часто во время просмотра украинского кино я не верю людям, которые в нем показываются. Это не живые персонажи. Складывается впечатление, что их вытянули из какого-то шкафа уже вместе с костюмами и готовыми репликами. А после того, как они отработали в кадре — засунули обратно. В своем фильме я хотела создать максимально живого героя, который пришел на экран просто с улицы.

Тэги: кино, культура

Комментарии

20.11.18 16:18

Ведущие криптовалюты мира продолжают пробивать дно. На рынке назревает паника

20.11.18 16:01

Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека

20.11.18 15:57

В Бердянске УПЦ пикетировали «сторонники автокефалии», не понимающие, что они делают

20.11.18 15:48

СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях

20.11.18 15:24

На Сумщине по дороге в школу исчезли дети

20.11.18 15:07

Новинский: За сотрудничество с властью и предательство интересов избирателей Юрий Бойко и Сергей Левочкин исключены из фракции «Оппозиционного Блока»

20.11.18 15:01

Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми

20.11.18 14:37

Днепр и Харьков постепенно заметает снегом

20.11.18 14:35

В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео

20.11.18 14:07

СМИ нашли пикантную связь между представителем Украины в ОБСЕ и одиозным российским генералом

Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях
СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях
Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми
Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми
Днепр и Харьков постепенно заметает снегом
Днепр и Харьков постепенно заметает снегом
В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео
В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео
Провал трассы в Португалии: люди с машинами исчезли под тоннами воды и грязи
Провал трассы в Португалии: люди с машинами исчезли под тоннами воды и грязи
Привет из Ледникового периода: во Франции нашли уникальную наскальную живопись
Привет из Ледникового периода: во Франции нашли уникальную наскальную живопись
«Разумная сила» призывает Гриценко перестать спекулировать на теме Донбасса
«Разумная сила» призывает Гриценко перестать спекулировать на теме Донбасса
Владельцы «евроблях» проводят масштабную акцию по всей Украине: заблокированы крупные трассы
Владельцы «евроблях» проводят масштабную акцию по всей Украине: заблокированы крупные трассы
Порошенко – новый гонитель православной Церкви, – митрополит Лука
Порошенко – новый гонитель православной Церкви, – митрополит Лука
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?