30.07.16
Архив
ТОП:
Леонид Каденюк: Как несовершенно человеческое общество и как неправильно мы живем! Человек должен немедленно изменить концепцию своего существования на Земле

 

Как выглядит наша планета из космоса, что такое перегрузки и через что проходят космонавты во время подготовки к полету. Действительно ли в космосе звучал гимн Украины. Как война и экономический кризис затронули космическую отрасль нашей страны. Почему, чтобы поверить в Бога, нужно побывать в космосе. Об этом и многом другом в эксклюзивном комментарии «фрАзе» рассказал первый космонавт Украины, Герой Украины, кандидат технических наук, Президент Аэрокосмического общества Украины, народный депутат Украины IV созыва Леонид Константинович Каденюк.

Леонид Константинович, можно прочитать тысячи материалов о полетах в космос, о перегрузках и обо всем, через что проходят космонавты, но когда рядом с тобой сидит человек, который побывал в космосе, первое, что приходит в голову, это простой человеческий вопрос: ну как там, среди звезд?

Мне очень часто задают этот вопрос. На него нельзя ответить несколькими словами, и, поверьте, об этом можно говорить бесконечно. Во время полета рождается очень много новых ощущений. Такая наука, как психофизика, утверждает, что у человека есть два мира: внутренний  - мир ощущений и внешний -- то, что нас окружает и что является источником этих ощущений. Так вот, когда человек попадает в космос, он оказывается в совсем ином мире. Все, что его там окружает, является источником совершенно новых, неземных ощущений.

Именно эти ощущения вы и описали в вашей книге, которую написали после полета, не так ли?

Да, именно эти ощущения я и пытался передать в своей книге "Миссия - Космос". После полета я понял, что просто обязан написать обо всем, что видел и ощутил в космосе. Я рассказал о том, как отбирают в космонавты, насколько сложной и разнообразной является подготовка к космическим полетам, о самом полете. Конечно, в одной книге обо всем не расскажешь. Детально описывая увиденное и пережитое в космосе, я пытался "поднять" в космос и самого читателя. Особенно того, у кого мечта побывать там не сбылась.

 В космосе возникают совершенно удивительные ощущения. А вообще сам полет – это уникальное путешествие за пределы земной гравитации.

Человек мечтал о космосе тысячи лет и только в середине ХХ века смог совершить первый полет в космическое пространство, создав технические средства, с помощью которых преодолел притяжение своей планеты.

Был первый спутник Земли, который запустили 4 октября 1957 года, потом 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек. Эти два события имеют не только планетарное, но и вселенское значение, поскольку цивилизация одной из миллиардов планет во Вселенной, наконец-то, смогла преодолеть притяжение своей планеты и вырваться в космос.

Это были первые полеты, а будут ли когда-нибудь последние полеты?

Последних полетов не будет. Сколько будет существовать человечество на планете Земля, столько и будет летать в космос. Осваивать космическое пространство необходимо не только для его изучения, поиска внеземной жизни, но и для улучшения жизни на Земле.

Леонид Константинович, какое ощущение в космосе самое яркое?

Выделить самое яркое сложно. Наверное, все-таки невесомость. Новые ощущения начинаются буквально с самого старта -- события, уникального для землян, несмотря даже на то, что человек осваивает космос уже 55-й год. Перегрузки для меня не были чем-то новым, поскольку, работая летчиком-испытателем на самолетах-истребителях, я испытывал и большие перегрузки. После выведения на орбиту и выключения двигателей началась невесомость -- явление, уникальное для нас, землян, но и опасное. Этот момент один из незабываемых. Но невесомости я остерегался. Поскольку довольно высокий процент космонавтов, отобранных по одним и тем же критериям и одинаково здоровых, переносят ее с проблемами: головная боль, вестибулярные расстройства с неприятными последствиями, потеря пространственной ориентации и т.п. Но невесомость оказалась для меня приятной неожиданностью.

Сколько времени длилось выведение на орбиту?

Менее 10 минут. Высота около 300 километров, скорость 1-я космическая (7,9 км/сек), т. е. для того, чтобы летательный аппарат стал искусственным спутником Земли, на данной высоте он должен лететь с первой космической скоростью. Большое ускорение порождает большие перегрузки. При выведении на орбиту ускорение с каждым мгновением становится настолько стремительным, что я не успевал его отслеживать. Казалось, тело значительно опережает сознание.  При включении форсажей двух двигателей на истребителе ускорение тоже очень большое. Но старт и выведение на орбиту  космического корабля -- это что-то фантастическое и непревзойденное.

Кстати, об истребителях. Леонид Константинович, но ведь вы не только космонавт, вы еще и летчик-испытатель, причем с огромным опытом.

Я военный летчик-испытатель 1-го класса, хотя меня больше знают как космонавта. Летал на почти  60 типах и модификациях самолетов различного назначения, в основном  истребителях. Испытывал самолеты-истребители 3-го и 4-го поколений. Летал практически на всех МиГах, начиная с МиГ-15 и заканчивая МиГ-31 и их модификациях, на самолетах фирмы Сухого: Су-15, Су-17 всех модификаций, Су-25. Проводил государственные испытания самолета Су-27. Летал и на самолетах фирм Туполева, Яковлева, Антонова, Ильюшина. Работа летчика-испытателя очень многим напоминает работу космонавта. Главное то, что она творческая.

Кроме Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков окончил Московский авиационный институт, Центр подготовки летчиков-испытателей и прошел полный курс подготовки космонавтов в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А.Гагарина, получив квалификацию "космонавт-испытатель".

Летчик-испытатель принимает участие в создании самолета с самого начала -- написания технического задания, эскизного и макетного проектирования, испытания в  небе до сдачи в строевые части. Работа насколько интересная, настолько и опасная. Поэтому, как и у каждого, кто занимается этим делом, были аварийные ситуации. Но это тема для отдельного разговора.

Когда двигатели выключаются, наступает невесомость. И что происходит потом?

При выведении на орбиту каждой своей клеткой я ощущал, образно говоря, борьбу двух сил. С одной стороны -- сила природы, гравитация Земли, препятствующая кораблю вырваться в космос и освободиться от земных гравитационных "объятий", а с другой -- сила человеческого разума, заложенная в мощных ракетных двигателях и нацеленная в сторону космоса, во Вселенную.  После выключения двигателей корабль и все, что в нем находится, переходит в состояние невесомости. Это совершенно другие физические условия. Надо сказать, что человеческий организм и все биологические процессы, происходящие в нем, на протяжении многих тысяч лет существования на Земле формировались в условиях гравитации. Когда человек попадает в невесомость, гравитационный фактор отсутствует. Поэтому в человеческом организме происходит сильнейшее возмущение. Перед первым полетом человека в космос наука не знала, сможет ли человек вообще жить в состоянии невесомости. Поэтому сначала туда отправляли собак -- легендарных Белку и Стрелку, потом -- человека. Вот так постепенно человек убедился, что он может не только жить, но и работать в условиях невесомости.

Итак, наступила невесомость, и вы освободились от ремней, которыми были привязаны к креслу. Что было потом?

Первое ощущение – отсутствие точки опоры. В земных условиях  мы постоянно ее ощущаем, поскольку действует сила гравитации. А в космосе все совершенно иначе. При невесомости человек сущестует в трехмерном пространстве. На Земле мы пребываем в двухмерном либо трехмерном (в самолете в небе) пространстве. В свободном же пространстве иные принципы организации движения, иное восприятие пространства.

Когда я впервые взглянул в иллюминатор и увидел Землю, то, обращаясь к Кевину Кригелу -- командиру экипажа, "плавающему" рядом  в невесомости, невольно произнес: «Кевин, теперь я вижу, что она круглая».

Невесомость -- состояние идеальной легкости. Если закрыть глаза, впечатление, что из всего тебя существует только сознание. Именно в невесомости мне пришлось уже в зрелом возрасте испытать то, что, по всей вероятности, испытывает человек перед рождением в гидроневесомости утробы матери.

Кстати, после адаптации к невесомости у меня возникло ощущение, что я когда-то уже пребывал в этом состоянии. Одним из объяснений возникновения подобного ощущения для меня было то, что человек когда-то прилетел на Землю из космоса, что он имеет космическое происхождение. Такую версию сейчас высказывает и наука.

И как мы смотримся из космоса?

Когда я невольно сравнивал Землю с другими планетами Солнечной системы, вид которых наблюдал на космических снимках, сразу бросалась в глаза жизнеспособность нашей планеты, ее уникальность. И приходило понимание особой ее предназначенности во Вселенной. Но было и то, что вызывало тревогу. Например, чрезвычайно тонкий слой атмосферы, как-бы нитью окутывающий Землю, толщина которого четко проектируется на фоне черного космоса. Это даже повергло меня в уныние. Подумалось: неужели в таком тонком слое атмосферы существует жизнь на Земле? И как неправильно, по-потребительски, мы к ней (атмосфере) относимся. Конечно, это настораживало и наводило на мысль о земных технологиях, сжигании углеводов, засоряющих атмосферу, транжирящих кислород, о том, что наша планета не может быть заложником атомных подводных лодок, которые, как плавучие чернобыли, бороздят океаны, занимающие 70 процентов поверхности Земли. Именно в космосе, когда глядишь  на нашу чудо-планету, осознавая ее феномен как особой планеты во Вселенной,  чрезвычайно остро приходит понимание бессмысленности трат человеком триллионов долларов в год на ядерное, химическое, бактериологическое и другие виды вооружений – орудий самоуничтожения человека и всего живого на Земле. Все это воспринимается как преступление человека против себя, против жизни на Земле.

 Космический полет приблизил меня к пониманию того, что появление во Вселенной такой планеты, как Земля, не случайно, что она, как и сама Вселенная, в которой с момента ее возникновения существует незыблемый порядок, есть следствием деятельности Разума. Это, надо сказать, в некоторой степени отдистанцировало меня от науки, которую я «проходил». Нет, я ничего не отрицаю. Но на вопрос "откуда что взялось"  наука не дает ответа, и у меня сформировалась своя точка зрения.

Земля -- невероятно красивая планета. Описать это невозможно: не хватает человеческих слов.  Мы стартовали в середине дня, поэтому на орбите было очень много света. При взгляде на Землю бросается в глаза огромное количество солнечного света, отраженного от поверхности Земли и возвращающегося в космос. Очень много цветов, но основной оттенок – нежно-голубой.

Впечатления от увиденного с орбиты навели на мысль, что нам, человечеству, повезло с нашей планетой. Но мы должны научиться беречь ее.

Возникала мысль, что представители других цивилизаций, пролетая мимо Земли, просто не могут не обратить на нее внимание, настолько она красива. Интересно, а как бы они назвали нашу планету?

Жизнь на Земле существует благодаря, в том числе, и процессу фотосинтеза, происходящему в атмосфере, т.е. преобразованию углекислого газа в кислород,  воду и органические вещества. При сжигании углеводородов в атмосфере  мы накапливаем, как подсчитано, около 250 млрд. т. углекислого газа в год.  Процесс фотосинтеза способен переработать около 200 млрд. т. Вред очевиден. Поэтому и отмечаются рост и "омоложение" заболеваемости онкологией и  сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Человек должен осознать свою ответственность за биосферу своей планеты. Только в этом случае он будет достоин своего высокого звания -- Человек.

А если сравнить Землю с другими планетами Солнечной системы?

На фотоснимках я видел все планеты Солнечной системы. Но наша планета сразу выделяется своей жизнеспособностью. Наличие воды (около 70% поверхности покрыто морями и океанами), атмосферы, оптимальная отдаленность от Солнца, умеренная гравитация -- все это создает благоприятные физические условия для биологической жизни на ней.

Огромное количество света, отраженного от поверхности Земли, породило мысль, что мы еще не научились рационально использовать солнечную энергию, несмотря на то, что она присутствует во всех видах энергии, которую мы используем, кроме ядерной.

Нам достоверно пока неизвестно, существует ли жизнь где-то во Вселенной. Мы только предполагаем о ее существовании вне Земли. И пока не обнаружим, предположение так и останется предположением. Но я все-таки верю, что мы не одни в космосе. Как подсчитано учеными, только в нашей Галактике миллиарды планет, подобных нашей. Но установить с нами контакт не могут, видимо, у внеземных цивилизаций такие же проблемы, как и у нас. Да и огромные космические расстояния тому препятствие.

При взгляде на Землю возникла мысль, что на такой красивой планете должна быть и красивая жизнь. И именно на земной орбите особенно остро осознаешь бессмысленность трат на создание, хранение и, не дай Бог, применение ядерного, химического, бактериологического и других страшных видов уничтожения не только себе подобных, но и всего живого на Земле. Как несовершенно человеческое общество и как неправильно мы живем! Такой вывод я сделал из космических впечатлений. Человек должен немедленно изменить концепцию своего существования на Земле. Причем как в отношении к природе (биосфере), в которой существуем, так и во взаимоотношениях между государствами. Сейчас XXI век. К сожалению, человечество снова ввергнуто в гонку вооружений. Поведение России на мировой арене, нарушение всех установившихся после Второй мировой войны международных законов, посягательство на суверенитет и целостность соседнего государства -- Украины, постоянное нарушение воздушных границ  других государств вынудили мир опять задуматься о своей безопасности. Это привело к очередной гонке вооружений, увеличению финансовых расходов. На планете множество других проблем, которые надо решать немедленно. Среди них надвигающийся энергетический кризис, экологические проблемы, необходимость борьбы с заболеваниями, экономические кризисы, проблемы с питьевой водой и множество других.

Именно поэтому вы совместно с группой украинских ученых и написали Экологическую Конституцию планеты Земля?

Группа украинских ученых во главе с академиком Ю. Ю.Туницей написала Конституцию экологии планеты Земля. Этот документ находится на рассмотрении в ООН. Экологию планеты действительно нужно спасать и делать это незамедлительно.

В ваших воспоминаниях о полете есть очень интересный момент: вы писали, что когда смотрели в иллюминатор на Землю, вам пришла в голову мысль, что для того, чтобы поверить в Бога, нужно побывать в космосе. Как думаете, может, и наших политиков стоило бы отправить туда, чтобы они наконец поверили в Бога, а не только в силу денег?

Американский астронавт Джон Гленн, слетавший в космос второй раз в возрасте 77 лет, сказал, вернувшись с земной орбиты: "Смотреть в иллюминатор космического корабля и видеть созданное... После этого не верить в Бога невозможно". Именно такое впечатление сложилось и у меня.

      Вы сказали, что если смотреть на Землю из космоса, то видно, как она отражает солнечный свет. А вот если смотреть в сторону, противоположную от Земли, т. е. в космическую тьму, что там можно увидеть?

Глядя в сторону, противоположную от Земли, в глубину космоса, я видел пространство, совершенно отличное от земного. В условиях Земли модель пространства в нашем сознании обязательно имеет ограничивающие поверхности и в первую очередь поверхность Земли. В космосе они отсутствуют. Поэтому и восприятие пространства совершенно иное.  Там глазу не за что "зацепиться". Я воспринимал его многомерным в отличие от двухмерного (либо трехмерного) земного.

Космос – это не пустота, как кажется на первый взгляд. Он переполнен информацией, бесчисленным количеством вопросов и ответов на них. Иногда всматриваясь в глубину космоса, я в этом убеждался. Это мир совершенно иной системы координат. Вглядываясь в просторы космоса, не мог не обратить внимание на его совсем другую геометрическую сущность. Она  значительно сложнее. На Земле мы пользуемся двухмерным или трехмерным пространством, и нам этого достаточно. Глядя же в бесконечные просторы космоса, понимаешь, что есть четырех-, пяти- и более мерные пространства. Научившись их строить и использовать для навигации, человек сможет совсем по-другому перемещаться во Вселенной, и не исключено, что из одного временного пространства в другое. Так я позволял себе фантазировать. Но кто его знает, может, это и не фантастика. Ведь эти мысли «подсказаны» космосом.

Сейчас мы летаем в космос, используя двигательные системы, принцип работы которых построен на реактивной силе. Они имеют ограниченные возможности и себя уже исчерпали. Для полетов в глубины Вселенной или хотя бы на Марс необходима совсем другая техника. Во Вселенной существуют гравитационные и электромагнитные  силы. Как утверждают ученые, гравитационных около 30%. Нам необходимо научиться использовать гравитацию. Когда мы создадим двигатель, принцип работы которого будет основан на использовании гравитации, тогда сможем летать намного быстрее и дальше.

И когда это станет реальностью?

К сожалению, человек еще не открыл природу гравитационной силы и до сих пор она остается загадкой. Гравитация определена массой, о чем сказал еще великий Ньютон. Там, где есть масса, есть гравитация. Но сама природа гравитации остается загадкой.

Почему?

На мой взгляд, потому, что она очень проста. Ведь все гениальное просто. Проста, как, например, ряд натуральных чисел от единицы до бесконечности.  

К первому отряду космонавтов и к Юрию Гагарину, в частности, требования были очень жесткие, там был жесткий отбор, и все, что от них требовали, это чтобы они полетели в космос и вернулись живыми. В вашем случае вы должны были в космосе жить и работать. Как вас готовили к полету?

Требования к космонавтам действительно очень высокие. И это правильно. В космос должен лететь человек здоровый и физически, и психически, с высоким интеллектом. Подготовка к полету включала изучение многих наук. Чтобы лететь в космос, нужно обладать огромным количеством знаний. Причем в самых разнообразных науках. Чем с большим количеством знаний человек летит в космос, тем больше от него там пользы как космонавта и тем интересней ему самому. Мы изучали и медицину, и биологию, и астрономию, и астрофизику, и другие науки. Кроме того, как командиры космических кораблей и орбитальных станций, мы должны были отлично знать их бортовые системы, учились пилотировать их в космосе и атмосфере.

Основная цель отбора моей группы – это подготовка нас как командиров кораблей «Союз» и многоразового транспортного космического корабля «Буран». Этот корабль очень похож на американский «Шаттл», на котором я и летал.

Отбор был жестким?

Из более чем 3 тысяч человек молодых летчиков-истребителей в группу отобрали 9. Если бы мне сказали, что и я попаду в эту девятку, то не поверил бы. Но шел бы до конца. Многих, кто приехал в Звездный городок, чтобы стать космонавтом, медицина "списала" и из авиации.

Мечта побывать в космосе родилась в апреле 1961-го, когда мир узнал имя Юрия Гагарина?

Моя мечта летать в космос родилась 12 апреля 1961 года, когда состоялся полет Ю. Гагарина.  Детство моего поколения совпало с началом космической эры. Миллионы моих ровесников мечтали стать космонавтами. И я оказался среди них. Это был вызов того времени. Сейчас желающих значительно меньше. Но, встречаясь со школьниками, студентами, убеждаюсь, что среди них тоже немало желающих покорять Вселенную.

Леонид Константинович, это правда, что там, в космосе, вся команда просыпалась под гимн Украины? Или это уже журналисты приврали?

Да, это правда. На орбите наш экипаж жил по времени Хьюстона, где находится Центр управления полетом (ЦУП). В 7 часов утра мы просыпались и в 23.00 ложились спать. Надо сказать, что корабль на нашей высоте облетал Землю за 90 минут, т.е. смена дня и ночи происходила за 90 минут. Таким образом, земные сутки "спрессовываются" в 90 минут орбитального полета.  За 24 часа земных суток корабль совершал 16 витков вокруг Земли.

Перед полетом специалисты из ЦУПа предложили нам, членам экипажа, вместо звучания будильника заказать на побудку музыку. Я и подумал: "А почему бы не гимн Украины?".  Американцы заказали эстрадную музыку, шлягер, Калпана Чавла, индианка, -- индийскую, Такао Дои, японец, -- японские мелодии. Я спросил Такао, почему он не заказал гимн своей страны. Он  ответил, что мелодия его такова, что мы еще глубже уснем.

Вы брали в космос рушнык, "Кобзарь", флаг Украины. Вы подарили всем членам экипажа вышиванки. Это была ваша личная инициатива или указание сверху, так сказать, необходимость соответствовать протоколу?  

Это была моя личная инициатива. Перед полетом членам экипажа сказали, что в космос можно взять личные и официальные вещи. Разумеется, они имели ограниченные вес и объем. Поэтому я решил взять три флага Украины, герб -- тысячелетний Трезуб, гербы Киева, Черновцов, фотографии Т. Шевченко, "Кобзарь" и др. Взял и фотографию своего друга из моей группы -- космонавта Лени Иванова, который погиб при испытании самолета МиГ-27. Он тоже мечтал о полетах в космос и активно к ним готовился. Беря фотографию друга в космос, я подумал, что хоть таким образом Леня побывает в космосе. После полета фотографию я отдал его жене и дочке.

Получается, что "Кобзарь" – это первая книга, побывавшая в космосе?

Насколько мне известно, в печатном варианте  это действительно первая книга, побывавшая в космосе. А вообще самая первая книга, которая побывала на орбите, -- это Коран. Американцы взяли с собой именно Коран. Но не в печатном варианте, а на металлической пластинке.

После полета вы подарили эти вещи музею?

Фотографию и "Кобзарь" Т. Шевченко я передал в Музей Шевченко в Каневе. Кроме того, каждой вещи, побывавшей в космосе, был выдан специальный сертификат с подписями всех членов экипажа, удостоверяющий, что она побывала в космосе.

Леонид Константинович, когда вы узнали, что «Шаттл», на котором вы летали, разбился, насколько сильным было потрясение?

Долгие годы я не только готовился летать в космос и испытывал самолеты, но и участвовал в создании и испытаниях сложных авиационных и космических систем.  Поэтому хорошо знаю: что бы конструкторы ни делали, аварии и катастрофы, к сожалению, были и будут. С кем это произойдет, никто не знает. Каждый надеется, что не с ним. Поэтому трагедию с "Колумбией" воспринял с пониманием специалиста.

Если пропадает связь с кораблем, это всегда означает гибель корабля или все-таки могут быть варианты?

"Колумбия" погибла при возвращении на Землю. Корабль входит в атмосферу практически на первой космической скорости, поскольку для схождения с орбиты скорость необходимо уменьшить на незначительную величину: выдается тормозной импульс 80-120 м/сек. Но этого достаточно, чтобы корабль прекратил полет как искусственный спутник Земли и "согнул" траекторию полета к Земле. При этом он обладает огромной кинетической энергией, которая при трении о воздух превращается в тепловую, нагревая поверхность корабля на некоторых участках до 1500-2000 градусов. Специалисты пришли к выводу, что к катастрофе привело разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля.

По телевидению сначала сообщили о потери связи с "Колумбией". Я знал, что может быть причиной этого, поэтому сразу позвонил в Хьюстон Кевину Кригелу. Трубку взяла его супруга Джин (Кевина дома не было)  и сказала: «Колумбия» и экипаж погибли». Погибла и Калпана Чавла, летавшая со мной в этой же "Колумбии" в миссии STS-87.

Леонид Константинович, после вашего полета вы стали народным депутатом Украины. Если говорить откровенно, ваше депутатство – это ваше личное желание попробовать свои силы в политике или разнарядка сверху, так сказать, необходимость украсить стены парламента звучной фамилией?

Это было моим решением. Политикой я, честно говоря, интересовался всю жизнь. Вернувшись после полета из США, я практически сразу стал делать то, чем должен заниматься народный депутат Украины. Ко мне поступали обращения как от моих земляков-буковинцев, так и из других регионов Украины о какой-либо помощи. Потом было обращение-просьба земляков баллотироваться в депутаты. Многие лидеры политических партий приглашали стать в их ряды, войти в первые пятерки или даже возглавить их. После полета в первую же ночь в Хьюстоне мне уже были звонки из Киева с предложением стать однопартийцем. Но я принял решение: как единственный космонавт в Украине, я не могу быть членом какой-либо партии. Моя партия -- Украинский Народ. 

И все-таки что вам ближе: наука или политика?

Для меня интересны и наука, и политика. Хотя дистанция между ними несущественная. Политика – это судьба моей страны, Киева, моих Черновцов, моего села Клишковцы, моей семьи, судьба общества, каждого отдельно взятого человека. Поэтому, безусловно, политика – это очень интересно. Но происходящее ныне в Украине и в мире вызывает тревогу.

Если проанализировать, то с каждым годом мы живем все хуже и хуже, причем не только в Украине. Экономический кризис охватил буквально все страны. Возникает вопрос: куда мы таким образом катимся? На мой взгляд, решать кризис в одной отдельно взятой стране -- ошибка. Ведь все страны взаимосвязаны и экономически, и культурно, и во всем другом.

Естественно, в нашей политике менять надо многое. Коррупция -- одно из величайших зол в Украине, искоренить которое чрезвычайно сложно. Одним из вариантов искоренения, считаю, является недопущение во власть олигархов. Именно они идут в депутаты, занимают государственные посты с целью решать свои вопросы -- грабить страну. Олигарх при власти автоматически становится коррупционером.

Раз уж мы заговорили о других странах, не коснуться темы войны просто невозможно. Могли ли вы когда-нибудь подумать, что Россия пойдет на Украину войной?

К сожалению, то, что творит Россия по отношению к  Украине  (аннексия Крыма с грубейшими нарушениями всех норм международного права, игнорирование требований международного сообщества, война против Украины на Донбассе, то, что за последние менее чем два года появились тысячи сирот, вдов и матерей, оплакивающих своих сыновей), пару лет назад не могло присниться в самом страшном сне.

Россия в соответствии с Будапештским договором по Украине является гарантом ее суверенитета и территориальной целостности, неприменения против Украины силы. Все оказалось наоборот. Россия нарушила все эти договоренности и фактически напала на Украину, став агрессором.

Россияне говорят, что Крым -- исконно русская земля. Если вспомнить историю, то в конце 18-го века императрица Екатерина II своим манифестом аннексировала Крым и ввела туда войска, оккупировав его. То есть с того времени Россия является оккупантом Крыма. И если это "исконно русская земля", то в таком случае я -- Папа Римский.

Поражает фантастическая ложь России по отношению к Украине. Ее диапазон широчайший, ничем не гнушаются:  начиная с того, что, дескать, мы детей распинаем, сбиваем Боинг, российские версии о котором одна нелепее другой, обстреливаем украинские города, и кончая тем, что американцы совместно с Украиной строят вблизи границы с Россией заводы по производству бактериологического оружия, чтобы травить Россию, и что мы обстреливаем Донбасс специальными снарядами для распространения страшного гриппа.

Тяжело воспринимать невероятный бред, распространяющийся Россией об Украине на весь мир. Когда россияне называют нас фашистами, нацистами, бандеровцами, все это я "примеряю" на себя, хотя мой отец во время войны был полковым разведчиком, тяжело ранен под Будапештом и имел благодарность от самого Сталина, чем мы, трое его сыновей, гордились. Медаль "За отвагу" его "нашла" только в 1973 году.

Все эти "обзывачки" как-то вынудили меня поинтересоваться, а как с "этим" в самой России. Выяснилось, что, по данным российских источников, в самой России существуют 53 фашистские организации разного толка. В Украине -- ни одной. Это только Киселев с Путиным "Свободу" и "Правый сектор" называют фашистскими. Хотя с фашизмом они не имеют ничего общего.

Во время Второй мировой войны в России существовали более 40 коллаборационистских организаций, включая 29-ю русскую дивизию SS, такую же 30-ю, армия генерала Власова, насчитывавшая 800 тысяч (!!!) человек, воевавших до конца войны на стороне Гитлера,  и т. д. То есть в своем глазу Россия бревно не видит, а в нашем выискивает соринку.

Пользуясь открытостью границ, Россия вывозит с территории Украины целые заводы, предприятия, отдельные станки высокоточной обработки металла. Это все равно, что вор залез в вашу квартиру и тащит оттуда телевизор, холодильник, компьютер... И не стесняются об этом открыто говорить в своих СМИ.

Чтобы понять поведение России по отношению к Украине, следует обратиться к российской истории. Надо сказать, что россияне не хотят знать правду о своем прошлом. Они ее стесняются. Официальная история России построена на былинах, сказаниях, мифах, фальсификациях и откровенном вранье. В истории Русь была одна -- Киевская. Когда в 988 году Киевская Русь принимала Крещение, те, кто через 800 лет (!!!) присвоив слово Русь и назвав себя "русскими", жили полудикими неславянскими племенами в лесах от Прибалтики до Урала. Да еще и нас назовут "братьями" и почему-то "младшими". До конца 18 века государства с названием "Россия" не было. Было Московское государство, а его граждане назывались "московитами". Как утверждают правдивые русские историки, процесс глобальной фальсификации истории Руси начался с Екатерины II, немки по происхождению.

По документам ордынских татар, годом основания Москвы значится 1257-й. И Юрий Долгорукий к этому не имеет никакого отношения. Если россияне "привязывают" Ю. Долгорукого, киевского князя, к названию "Русь" и государству "Россия", то с таким же успехом могли использовать немецкое происхождение Екатерины II и назвать немцев братьями и тоже младшими.

Как свидетельствуют исследования русских историков, Москва была построена татарами как пункт по сбору дани ордой, поскольку выгодно расположена между Рязанью, Костромой и Вологдой.

Общаясь с россиянами, даже с людьми с высшим образованием, убеждаюсь, что у них в мозгах так и не произошло никакой эволюции: своим мировоззрением они так и остались в 60-70-х годах прошлого века. Для них НАТО, США, Европа -- до сих пор заклятые враги, а капитализм -- загнивающее общество. Еще россиянин А. Солженицын сказал, что у России никогда не было друзей, только враги и холуи. Но наличие внешнего врага для России -- это объединяющий россиян фактор, без которого она существовать не может.

Глядя на то, что не в космосе, а поближе, у нас во власти, какие мысли приходят в голову: все так же хочется верить в Бога?

Украина как государство находится на этапе становления. Но происходящее ныне в парламенте и с правительством  не надо воспринимать как катастрофу, какой-то  Армагеддон.  Как бы там ни было, Украина -- демократическое государство, стремящееся в Европу. Поэтому, если власть не справляется со своими обязанностями (а она не справляется), без страха и сомнения ее надо менять и не делать из этого трагедию. Таких примеров в мировой практике хоть отбавляй.

Если уж мы заговорили о политике и об армии, на ваш взгляд, Минские переговоры были необходимы Украине как шанс избежать еще большей крови или изначально были ошибкой?

Минские переговоры были необходимы. Они немного остудили Путина и дали возможность остановить продвижение российской армии по территории Украины.

Украину надо делать привлекательной как страну. Жителям так называемых "ДНР" и "ЛНР" надо осознать, что они живут в бесперспективных несуществующих государствах, и подумать о будущем своих детей, внуков да и о своем тоже.

Крым -- это уже не полуостров, а фактически остров, превращенный Россией в крупную военную базу, напичканную авиацией, танками, артиллерией и военнослужащими.

Путин, сколько бы он ни утверждал, что на Донбассе воюют "шахтеры" и "трактористы", должен убрать с Донбасса свои войска, Грады, БУКи, которыми сбивали украинские самолеты и тот самый Боинг, танки, тяжелую артиллерию, минометы, своих "добровольцев" и вернуть Украине контроль над границей. Конечно, на то он и "Путин", что так просто он это не сделает.

Леонид Константинович, после последнего Майдана мы оказались в глубочайшем экономическом кризисе. Насколько сильно он ударил по космической отрасли?

Во-первых, надо сказать, что Украина -- космическое государство. Украинцы внесли большой вклад в развитие космической отрасли СССР. Все генеральные конструкторы космической техники СССР были украинцами. С. П. Королев родился в Житомире, воспитывался в Нежине в семье дедушки и бабушки Москаленко. По паспорту -- украинец. П. Р. Попович, первый космонавт-украинец, рассказывал мне, что Сергей Павлович часто просил его: "Давай  поговорим по-украински". В. П. Глушко, заменивший Королева после его смерти, родом из Одессы. В. Н.Челомей создавал орбитальные станции. Г. Е. Лозино-Лозинский -- генеральный конструктор многоразового космического корабля "Буран" (и, кстати, МиГ-31, на котором приходилось летать и мне), М. К. Янгель -- конструктор ракетно-космических комплексов, дед которого за бунтарство был выслан из Черниговской губернии в Сибирь на вечное поселение.  

После распада СССР Украине досталась треть ракетно-космического и научно-производственного потенциала бывшей страны. Поскольку это был единый комплекс, то и возникла взаимозависимость Украины и России в этой отрасли. То, что для космической техники делалось в Украине для России, не производилось в России, и наоборот. После известных печальных событий сотрудничество с Россией прекратилось по военному космосу. Например, на вооружении российских ракетных войск стратегического назначения -- ракеты, производившиеся в Украине. Украинские специалисты, как принято, для продления срока годности ракет выполняли регламентные работы. Сейчас это прекратилось.

Надо сказать, что в связи с санкциями США против России и ограничениями в сфере сотрудничества с ней в космосе американцы глубже заинтересовались нашей космической отраслью. Встречаясь с ними, с удовлетворением отмечаю их высокую оценку как потенциала ракетно-космической отрасли Украины, так и наших инженеров и конструкторов. Одним из перспективных направлений сотрудничества является программа "Плазменные двигатели", которые предполагается использовать для сервисного обслуживания спутников на орбите, уборки космического мусора и др. Наши конструкторы создали уникальные, не имеющие аналогов в мире плазменные двигатели. Продолжаются разработки обычных двигателей на жидком топливе.

К сожалению, руководство страны не понимает экономической, политической и имиджевой важности развития космической отрасли Украины. Поэтому возникают проблемы и на Южном машиностроительном заводе (Южмаш), и в Конструкторском бюро (КБ) "Южное", касающиеся финансовых вливаний на развитие технологий, заработные платы работников отрасли и т.п.

В этом году на космические программы в бюджете страны выделено около 260 миллионов гривен, что по сравнению с прошлыми годами значительно больше. Но для развития новых технологий этого недостаточно.  Поэтому ведем переговоры и налаживаем связи с Европейским космическим агентством,  Китаем,  США. 

Тэги: космонавтика, космос, Леонид Каденюк, Украина, политика, война, кризис

Комментарии

В Киеве очередное ДТП с участием полицейского автомобиля
В Киеве очередное ДТП с участием полицейского автомобиля
В Киеве очередное ДТП с участием полицейского автомобиля
В Киеве очередное ДТП с участием полицейского автомобиля
В Мариуполе полицейский сбил ребенка
В Мариуполе полицейский сбил ребенка
Боевики накрыли минометным огнем Зайцево и Майорск
Боевики накрыли минометным огнем Зайцево и Майорск
В Запорожье женщина совершила самосожжение
В Запорожье женщина совершила самосожжение
Луценко показал, что нашли у «честного» судьи Швеца
Луценко показал, что нашли у «честного» судьи Швеца
В Краматорске женщина-полицейский убила свою подругу
В Краматорске женщина-полицейский убила свою подругу
Полиция ищет свидетелей преступления против Майдана
Полиция ищет свидетелей преступления против Майдана
Папа Римский упал перед началом мессы
Папа Римский упал перед началом мессы
В пригороде Днепра обнаружен тайник с боеприпасами
В пригороде Днепра обнаружен тайник с боеприпасами
Жуткое ДТП произошло на Львовщине
Жуткое ДТП произошло на Львовщине
fraza.ua

Опрос

Кто вы?

Реклама

Недвижимость