27.09.16
Архив
ТОП:
Людмила Горделадзе: Украинский зритель уже давно отвернулся от российского кино

Если бы украинская киноиндустрия отстраивалась с таким же энтузиазмом и напором, как кинотеатр «Жовтень» после поджога, то на киевских холмах красовалась бы надпись а-ля «Голливуд».

О том, как создать в Украине полноценную сеть кинотеатров, как продвигать наше кино за рубежом и чего не хватает, чтобы отечественные фильмы полюбил украинский зритель, убедительно рассказала директор кинотеатра «Жовтень» Людмила Горделадзе. Она смогла всего за год возродить из пепла свой кинотеатр. Возможно, такими же темпами удастся восстановить и нашу киноиндустрию, если прислушаться к её словам.

Учитывая количество населения Украины и нашу кинотрадицию, сколько кинозалов должно быть в нашей стране?

Если бы количество кинозалов в Украине выросло до тысячи, мы бы могли говорить, что это уже индустрия. Пока же у нас около 420 залов. Главное, что кинотеатров должно быть достаточно в населённых пунктах с населением от 100 тыс. человек. Полноценной индустрией наш кинематограф станет, когда его доходы будут превышать расходы. Пока такое не наблюдается.

Каковы пути выхода из этой ситуации?

Чтобы исправить ситуацию с прокатом украинского кино и выйти на европейский рынок, необходимо стать членом Eurimages. Это фонд, который занимается созданием и распространением европейского кино. Украину приглашают в Eurimages уже около пятнадцати лет. Если мы вступим в него, то наши кинематографисты смогут претендовать на частичное финансирование своих проектов. Кроме того, их фильмы получат возможность выходить в прокат как в европейских кинотеатрах, так и в некоторых кинотеатрах Америки и других континентов. Всего в Ассоциацию Europa Сinema объединено более тысячи кинотеатров.

Так что странно, когда наши чиновники из Минкульта говорят, что у нас нет денег, чтобы вступить в Eurimages. Ведь изначальный взнос на членство в этой организации не такой уж и большой для Украины — несколько сот тысяч евро. При этом он принесёт колоссальную выгоду.

Как будет расти кинотеатральная сеть Украины?

В лучшем случае на 10-15% в год. В предыдущие годы считалось, что стоимость одного зала составляет около $400 тыс. Но с тех пор стоимость техники существенно снизилась. Стало рентабельнее создавать небольшие залы, рассчитанные на 100 мест. Так что сегодня создать небольшой двух-, трехзальныйзальный кинотеатр в торговом центре можно приблизительно за $300 тыс. А если учесть, что технику можно взять в рассрочку, то эта сумма ещё ниже. И задача государства не в том, чтобы это финансировать. А в том, чтобы поддерживать создание новых кинотеатров на законодательном уровне.

Также очень важно открывать новые кинотеатры, ибо в Украине просто не хватает кинозалов для нашего кино. Рекордсмены прокатного отечественного кино «Незламна» и «Поводырь» собрали небольшое количество зрителей, даже несмотря на то, что для них нашлось свободное место в плотном расписании иностранных блокбастеров. А на другие украинские фильмы просто не хватает экранов.

Из приблизительно 420 экранов, которые сегодня числятся в Украине, сколько реально работающих? Как недавно отметил Владимир Зеленский, в некоторых из них нет даже кассовых аппаратов.

Я думаю, что Владимир Зеленский лукавит. Потому что во всех кинотеатрах есть кассовые аппараты и практически все они оснащены цифровой техникой. Другое дело, что эти кассовые аппараты обслуживают частного предпринимателя, который пока освобожден от обязательного РРО (Реєстратор розрахункових операцій), поэтому они не связаны с налоговой инспекцией, их нельзя проконтролировать. В связи с этим могут быть всяческие злоупотребления. Но это эпизоды. В принципе, кинотеатры оснащены компьютерными системами учета выручки от кино. Крупнейший украинский дистрибьютор B&H уже почти полтора года не сотрудничает с кинотеатрами, у которых нет компьютерной системы продажи билетов. Таким образом, компания в онлайне отслеживает, сколько продано билетов на тот или иной фильм.

В будущем вряд ли будут выживать малозальные кинотеатры. В Киеве таких около двадцати. Это в основном муниципальные площадки. В Европе действует организация Europa Сinema, которая помогает выживать подобным кинотеатрам. Но всё равно такого рода кинотеатры убивает Интернет. Ведь они ориентированы в основном на авторское кино, которое становится всё доступнее в формате онлайн.

Правило «ни дня без украинского фильма» станет законом для кинотеатра «Жовтень»? С момента открытия после реконструкции в вашем кинотеатре буквально каждый день показываются отечественные фильмы.

Если не истощится этот поток отечественного кино. Однако в этом году количество украинских фильмов в кинотеатрах снизится, так как в последний год мало что снималось — не было бюджетного финансирования.

Несмотря на это, в Украине за последний год много снималось буквально «на коленке». За счёт этого в 2016-м количество украинских фильмов может вырасти.

К сожалению, такое кино для кинотеатров не годится. Его не назовёшь непрофессиональным, но всё же это не для проката. Теперь главное, чтобы в Украине снимали профессиональное кино.

Ещё один важный момент — это график показов украинских фильмов. Например, недавно закончилась работа над двумя очень достойными фильмами «Моя бабушка Фанни Каплан» и «Гнездо горлицы». Эти ленты сейчас отправляются на фестивали по всему миру, а летом их в прокат выпускать не собираются, ибо это «низкий» сезон. Поэтому премьера этих лент сдвигается на осень. Так что, скорее всего, летом «Жовтень» ничего не будет показывать украинского, потому что создатели не предоставят свои фильмы для проката.

 

 

Чувствуется ли конкуренция между традиционными кинотеатрами и онлайн кинотеатрами? Последние наращивают аудиторию практически с каждым днём.

Посещаемость кинотеатра «Жовтень» растёт. Что же касается так называемых онлайн кинотеатров, то общепринятое в мире название таких площадок — «видео по запросу». Они действуют как в Интернете, так и на кабельном телевидении.

Популярность «видео по запросу» не сказывается отрицательно на киевских кинотеатрах. Ведь кинотеатр — это площадка нового кино. Кроме того, немало зрителей предпочитают ходить в кино на определённый фильм, даже когда он уже выложен в Интернет. Потому что просмотр картины в кинотеатре — это особая церемония. Например, мы открывались после реконструкции фильмом Паоло Соррентино «Молодость» и показывали эту ленту даже после того, как она появилась в Сети. Но всё равно зритель приходил. Эта лента шла у нас долго и собрала рекордную сумму в полмиллиона гривен.

За последние годы отношения украинцев и россиян очень изменились. Многие российские фильмы теперь запрещены в Украине на законодательном уровне. А как на уровне зрительском — стали ли украинцы меньше ходить в кинотеатры на российские фильмы?

Украинская и российская аудитории разошлись ещё несколько лет назад. В последние годы молодая украинская аудитория не хотела смотреть российское кино, и взрослый зритель перестал на него ходить.

Например, в 1995 году в Киев приезжал Станислав Говорухин. Наша публика тогда относилась к нему, как к какому-то божеству и, помню, долго не отпускала со сцены. А спустя лет десять он в очередной раз выступал в Киеве, и зрители слушали его уже без особого внимания. Это один из многих примеров того, как советские и российские мастера перестали быть звёздами для Украины ещё в 2000-е. Ярчайшим примером того, как украинский зритель отвернулся от российского кино, стал провал «Легенды № 17» в нашем прокате в 2013 году. При этом в России лента собрала очень большую кассу. Подобная ситуация была годом ранее с фильмами «Матч» и «Август. Восьмого».

В 2011 году в вашем кинотеатре проходила уникальная выставка «Укр-Кино-Арт». На ней были представлены живопись, графика и скульптура таких украинских кинематографистов, как Юрий Ильенко, Игорь Подольчак, Сергей Маслобойщиков, и многих других. Планируете ли вы в будущем проводить подобные арт-мероприятия?

В мае мы будем праздновать 85-летие кинотеатра. И к этой дате мы вновь откроем галерею, в которой и проходила эта выставка. Арт-пространство мы организуем при входе в зал «Киноман».

Кроме того, в честь юбилея нашего кинотеатра мы проведём ретроспективу украинского кино, а также конференцию «Кино как фактор самоидентификации нации». В новых отечественных фильмах прослеживается именно украинский взгляд на жизнь. Этого не встретишь, например, в «Незламной», которая снята в традиции общего культурного пространства с Россией. Это, в частности, и будут обсуждать эксперты.


выставка «Укр Кино Арт» в 2011 году

Тэги: кинотеатр

Комментарии

СБУ накрыла конвертцентр, который сотрудничал с боевиками
СБУ накрыла конвертцентр, который сотрудничал с боевиками
СБУ накрыла конвертцентр, который сотрудничал с боевиками
СБУ накрыла конвертцентр, который сотрудничал с боевиками
У посольства России в Киеве вывесили ленты с именами пропавших крымских татар
У посольства России в Киеве вывесили ленты с именами пропавших крымских татар
В Одессе прямо посреди маршрута загорелся автобус. На то, что осталось после пожара, жалко смотреть
В Одессе прямо посреди маршрута загорелся автобус. На то, что осталось после пожара, жалко смотреть
В Сети появилось видео с камеры убитого в Днепре полицейского. Матиос рассказал новые данные об убийце
В Сети появилось видео с камеры убитого в Днепре полицейского. Матиос рассказал новые данные об убийце
В первом раунде теледебатов кандидатов в президенты США уверенную победу одержала Клинтон
В первом раунде теледебатов кандидатов в президенты США уверенную победу одержала Клинтон
Пограничники перехватили контрабанду книг из России
Пограничники перехватили контрабанду книг из России
Житель Мариуполя бросался с топором на патрульных
Житель Мариуполя бросался с топором на патрульных
В сети появился трейлер французской комедии «В постели с Викторией»
В сети появился трейлер французской комедии «В постели с Викторией»
Видеоблог продемонстрировал формирование уникального стиля Тима Бёртона в одном ролике
Видеоблог продемонстрировал формирование уникального стиля Тима Бёртона в одном ролике
Зоозащитники требуют изгнания живодеров из вузов
Зоозащитники требуют изгнания живодеров из вузов
fraza.ua

Опрос

Кто вы?