ТОП:
Фильм «Аэронавты»: трендовая история о том, как женщина спасла мужчину

В украинский прокат вышло основанное на реальном факте костюмированное ретро-приключение «Аэронавты», которое, несмотря на свою ретроспективность, абсолютно перспективно и соответствует современным трендам в культуре и социальной жизни.

Если рассматривать картину британского постановщика Тома Харпера, известного по гангстерскому сериалу «Острые козырьки», как историю-испытание, то она созвучна с восхождением на Эверест, только более головокружительна (и буквально, и фигурально), более легковесна и воздушна, как сам летающий шар, и, благо, менее трагична. Технические достоинства ленты, которые максимально очевидны в формате IMAX, скорее всего, выведут ее в оскаровскую гонку, как минимум в номинацию за спецэффекты (где также помимо традиционных участников вроде «Мстителей» и «Звездных войн» наверняка окажется «Ирландец» Мартина Скорсезе). Также отличные шансы попасть в номинацию у актрисы Фелисити Джонс, исполнившей главную женскую роль.

Действие разворачивается в Лондоне в 1862 году. Фильм начинается с нескольких резких, сумбурных, обрывистых кадров, на которых видны паника, ужас героини Фелисити Джонс, окутанной облаками, и жуткое падение человека из гондолы (в смысле не из венецианской лодки, а из корзины воздушного шара, которая тоже называется гондолой). Эти хаотичные кадры оказываются фрагментами воспоминаний женщины, одетой в пестрый театральный костюм и покрытой гротескным театральным гримом. Она пытается отдышаться, успокоиться, прийти в себя. «Тебе необязательно лететь снова после того, что ты пережила...», — говорит другая девушка (сестра героини, как мы узнаем позже). Но та садится в карету и прибывает на площадь, где уже собралась огромная толпа ротозеев, чтобы поглазеть на полет самого большого в мире воздушного шара.

 

Обстоятельства трагедии из воспоминаний раскрываются постепенно, по ходу сюжета, посредством флэшбэков. А флэшбэков здесь очень много, поскольку непосредственно сам полет занимает всего лишь час с лишним. То есть даже если показать его якобы в реальном времени, все равно нужно чем-то занять еще один час хронометража. И этим «чем-то» является бэкграунд двух главных героев: богачки, увлекающейся полетами на аэростатах, и ученого-метеоролога (на тот момент такой профессии не существовало, а прогноз погоды воспринимался ересью из разряда колдовства), впервые поднявшегося в облака с кучей диковинных научных приборов, чтобы изучить атмосферу и доказать упрямому ученому сообществу, что погоду таки можно предсказывать.

Примечательно, что исполнитель главной мужской роли Эдди Редмэйн сыграл ученого как минимум в третий раз (образ чудаковатого гения науки, одержимого своими исследованиями, актеру действительно к лицу). До этого он воплотил на экране выдающегося астрофизика Стивена Хокинга, а также вымышленного магозоолога Ньюта Скамандера из фэнтезийной франшизы «Фантастические звери и места их обитания». Причем в байопике про Хокинга его партнершей была опять же Фелисити Джонс, исполнившая роль супруги. Но если там партия актрисы была хоть и важной, но все же второплановой, то в «Аэронавтах» она однозначно солирует, причем впечатляет и сугубо драматически, и в плане убедительности воспроизводимых ею на экране сумасшедших трюков.

«Аэронавты» — умное и не мелодраматичное кино, ловко и игриво обманывающее зрительские ожидания. Как в той сцене, где героиня, играющая на публику и притворяющаяся взбалмошной циркачкой, берет с собой в полет маленькую симпатичную собачку (аки Белка или Стрелка, которые первыми отправятся в космос столетие спустя). Потому что толпе такое нравится. И тут кинозритель во всех сентиментальных подробностях уже представляет, как несчастная собачка во время сюжетной кульминации выпадет из корзины и полетит вниз... Но эпизод с собачкой опять же оказывается трюком, фокусом, обманкой. Аналогично мы ждет от полета на воздушном шаре романтики и небесного благолепия, а получаем фильм-катастрофу (хотя, безусловно, радужный ореол, называемый гало, и миграция бабочек в верхних слоях тропосферы — это безумно красиво).

Можно сказать, что «Аэронавты», если не брать в расчет флэшбэки, описывающие земные перипетии, — это более поэтическая версия «Гравитации», только высота полета чуть ниже, а вместо скафандров — исторические костюмы девятнадцатого века. И к слову, героиня здесь тоже переживает утрату, отправляясь в облака/ космос. Эдди Редмэйн, по сути, выполняет партию Джорджа Клуни. И хотя физически он не выводится из сюжета, как бедолага Клуни в первом же акте, его присутствие во всем кульминационном отрезке совершенно формально.

Как и Сандра Буллок в «Гравитации», Фелисити Джонс тянет весь экшн самостоятельно. И ей это также удается блестяще (впрочем, в совместимости хрупкой актрисы и сурового экшна мы уже убедились в «Изгое-один»). И это уже не столько женская мужественность на экране, сколько женская маскулинность. Киногерои и киногероини меняются местами и меняются своими поведенческими особенностями (вторичными половыми признаками). Бесшабашная, отчаянная, дерзкая, почти бесстрашная аэронавтка спасает не только себя, но и своего нескладного, чуточку бестолкового спутника. И если обратиться к концепции кинематографа дофеминистской эры, где условный рыцарь непременно бросается на помощь девушке в беде, то в «Аэронавтах» все с точностью до наоборот: она — активный герой, а он — пассивная героиня.

И не то чтобы новые веяния гендерного распределения функций в киносюжете унизительны для мужского пола и революционны в контексте истории искусства. Вовсе нет. Это как перевернутый вниз колбасой бутерброд: выглядит непривычно и диковато, но вкус абсолютно тот же.

Тэги: кино, культура

Комментарии

Выбор редакции
Как понимать отставку правительства Медведева
Как понимать отставку правительства Медведева
Как понимать отставку правительства Медведева
Как понимать отставку правительства Медведева
10 лучших фильмов 2019 года
10 лучших фильмов 2019 года
Пять основных геополитических трендов 2019 года и «специальный гость»
Пять основных геополитических трендов 2019 года и «специальный гость»
Корчинский о Шеремете: Мы в конце-концов пойдем и бомбу туда подложим
Корчинский о Шеремете: Мы в конце-концов пойдем и бомбу туда подложим
ВРУ может отменить закон о тотальной украинизации
ВРУ может отменить закон о тотальной украинизации
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
fraza.ua
В Киеве бомжи подожгли частный дом ‒ есть жертвы
В Киеве бомжи подожгли частный дом ‒ есть жертвы
В Киеве бомжи подожгли частный дом ‒ есть жертвы
В Киеве бомжи подожгли частный дом ‒ есть жертвы
В галерее «Белый Свет» пройдет выставка двух художников
В галерее «Белый Свет» пройдет выставка двух художников
Озвучены шокирующие подробности убийства двух девушек в Киеве
Озвучены шокирующие подробности убийства двух девушек в Киеве
«Ты п@здюк, б…!» В Одессе вспыхнул скандал из-за украинского языка
«Ты п@здюк, б…!» В Одессе вспыхнул скандал из-за украинского языка
Рэпер Эминем выпустил скандальный клип о террористе из Лас-Вегаса
Рэпер Эминем выпустил скандальный клип о террористе из Лас-Вегаса
«Президент его помилует»: журналисты сфотографировали переписку «слуг народа» об отставке Гончарука
«Президент его помилует»: журналисты сфотографировали переписку «слуг народа» об отставке Гончарука
В Харькове банда малолеток громила машины
В Харькове банда малолеток громила машины
Министры таки пришли в Верховную Раду, но о самом интересном так и не рассказали
Министры таки пришли в Верховную Раду, но о самом интересном так и не рассказали
Пожар в Киеве: заживо угорел пенсионер
Пожар в Киеве: заживо угорел пенсионер
В чикагской парикмахерской расстреляли темнокожих детей
В чикагской парикмахерской расстреляли темнокожих детей
fraza.ua

Опрос

Статьи на какие темы вас больше интересуют?