ТОП:
Украинский арсенал: бронегрузовики

Война на Донбассе породила целые классы техники, которой ранее не существовало в украинской армии. Одно из таких довольно перспективных направлений — появление бронированных грузовиков.

В своем развитии начиная с весны-лета 2014 года такие машины прошли несколько этапов, приведших в конце-концов к заводскому варианту, который покупают практически все силовые ведомства.

Первые условно бронированные грузовики появились практически сразу с началом активных боевых действий. Водители колонн снабжения, которые ездили по всему Донбассу, после первых же случаев засад и обстрелов начали самостоятельно добронировать свои машины и достаточно быстро от «лайт»-варианта, опробованного еще советскими солдатами в Афганистане, который заключался в навешивании на дверцы кабины бронежилета, перешли к использованию любого подручного металла. Причем приваривали, где только можно – от кабины до топливного бака. Все это значительно ухудшало общие характеристики машины, однако давало иллюзию защищенности.

Таким образом добронировали буквально все, на чем ездили – КамАЗы, Уралы, даже ГАЗ-66. Правда, от бронирования последних очень быстро отказались ввиду того, что мощности двигателя явно не хватало.

Затем созданием бронегрузовиков занялись волонтеры. И тут уже выбор шасси зависел от того, какую именно машину удалось купить. Как правило, это были МАЗы или Уралы. Однако бойцы «Правого сектора» иногда использовали и западные машины, купленные волонтерами.

При этом, как правило, варианты бронирования зависели только от фантазии сварщика-исполнителя. Причем в большинстве случаев использовалась обычная листовая сталь даже без закалки. Что резко снижало боевую ценность таких «шушпанцеров». От мелких осколков артиллерийских снарядов и от пуль на излете они держали, но в случае прямого обстрела даже из обычного пехотного пулемета шансов выжить у солдат было немного.

Так, проникая через импровизированную стальную защиту, пуля разрушается на множество фрагментов, что в итоге создает осколочное поле из фрагментов обшивки, а также меняет направление своего движения и начинает кувыркаться в полете. Все это фактически увеличивает убойное действие боеприпаса по живой силе. Кроме того, профессиональные военные отмечали полное отсутствие защиты от мин и самодельных взрывных устройств. Хотя требовать этого от самоделок по крайней мере глупо.

Отдельно стоит сказать о бронегрузовиках добровольческих подразделений. Не имея поначалу официальной возможности получить бронетехнику, тем не менее они нуждались в хоть какой-то и поэтому были вынуждены импровизировать.

Наиболее известные машины даже получили собственные имена. Характерный пример – «Пряник» от батальона «Азов». Еще в мае 2014 года для нужд АТО был реквизирован обычный самосвал КамАЗ-55111. На базе батальона его забронировали подручными материалами и установили трофейный  крупнокалиберный пулемет «Утес». В таком виде машина участвовала в операции по освобождению Мариуполя 13 июня и операции под Иловайском.

О самом процессе бронирования рассказывал один из «азовцев»: «Над его изготовлением бригада сварщиков работала почти 2 недели. Так как настоящих бронелистов под рукой не было, было принято решение самостоятельно их изготовить. Решено было покрыть листы металла толстыми пластинами или арматурой. За счет того, что арматурины соединены друг с другом, такая «броня» держит даже калибр 7,62. А в кузове двойная «броня», что теоретически защитит даже от крупнокалиберного пулемета».

Интересно отметить, что, не имея бронестекла, в «Азове» поступили, как и многие армейские «кулибины» до и после них, — закрыли кабину щитками со смотровыми прорезями. Понятно, что с обзорностью возникли серьезные проблемы, и поэтому движение и маневры, как правило, приходилось корректировать по рации.

В батальоне МВД «Днепр-1» какое-то время служил трофейный КамАЗ, захваченный у боевиков «ДНР» 24 августа 2014 года. Снова-таки отметим, что бронирование состояло из сваренных стальных прутьев или арматуры.

В итоге понимание необходимости наличия таких бронегрузовиков в армейских подразделениях привело к тому, что военные обратились к частному производителю – НПО «Практика». Фирма, известная еще до войны своими гражданскими инкассаторскими машинами, очень быстро смогла предложить бронированные варианты изначально небронированных обычных армейских грузовиков. Благодаря налаженным контактам с финским производителем бронестали «частники» очень быстро смогли предложить сразу несколько вариантов для разных моделей — КрАЗ-6322, КрАЗ-5233, КамАЗ-43117, МАЗ-6317 и т. д.

Однако фактически везде принцип один – замена штатной кабины на собственную бронекабину, сделанную из бронестали. И, конечно, бронирование бензобаков и отсека с аккумуляторами.

Дальше — больше: после довольно удачного опыта эксплуатации бронегрузовиков военные стали заказывать и другие варианты, прежде всего на базе основного перспективного грузовика МАЗ-Богдан-6717. Так появились вариант для перевозки личного состава с бронебудкой (такие машины, кроме ВСУ, заказывали также НГУ и пограничники), командирский вариант для мобильного штаба. И, наконец, одна из самых массовых моделей — грузовая платформа с подъемником крюкового типа от финской компании HIAB.

Стоит сказать, что та же «Практика» выпускала и такой вариант КрАЗ-6322, как «Фортеця на колесах». Машина имела бронированный кунг разработки фирмы. Несколько подобных машин было куплено для нужд Национальной гвардии Украины.

Интересно, что КрАЗ-6332 в свое время был очень популярным шасси для создания бронегрузовиков. Так, сам КрАЗ предлагал вместе с эмиратско-канадской Streit Group вариант KрАЗ-6322 «Raptor». Как минимум, пара машин была куплена для НГУ. Основное отличие от варианта «Практики» —  съемный бронированный модуль на 24 человека, в левом и правом бортах которого расположены по шесть амбразур для ведения огня из стрелкового оружия, в корме — двустворчатые двери с двумя амбразурами для стрельбы, в крыше — люки.

И, наконец, пограничники покупали бронированный KрАЗ-6322 «Форпост» от ООО «Reform». Это довольно-таки неплохой вариант прежде всего за счет использования съемной бронекапсулы c V-образным днищем на 18-20 человек, которую можно переставить на другое шасси или использовать как блокпост. Капсула имеет по 5 бойниц в левом и правом бортах, а также двустворчатые двери в корме с двумя бойницами, оснащена системой вентиляции, средствами пожаротушения, освещением и переговорным устройством.

В целом же стоит сказать, что от эпохи самодельного бронирования наши силовики перешли к централизованным закупкам бронегрузовиков от фирм, которые имеют серьезный опыт доработки изначально небронированных машин до приемлемого уровня защиты.

Тэги: общество, Донбасс, арсенал, новости Украины

Комментарии

Выбор редакции
Затронет ли российский футбол бан от WADA?
Затронет ли российский футбол бан от WADA?
Затронет ли российский футбол бан от WADA?
Затронет ли российский футбол бан от WADA?
Бокс и футбол на «Фразе»: следите за нашими новостями и экспертной аналитикой
Бокс и футбол на «Фразе»: следите за нашими новостями и экспертной аналитикой
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
fraza.ua
Умерла вокалистка группы Roxette
Умерла вокалистка группы Roxette
Умерла вокалистка группы Roxette
Умерла вокалистка группы Roxette
В «Борисполе» задержали мужчину, который в штанах пытался провезти кое-что очень ценное
В «Борисполе» задержали мужчину, который в штанах пытался провезти кое-что очень ценное
Жителей одного из регионов России напугала странная голубая небесная вспышка
Жителей одного из регионов России напугала странная голубая небесная вспышка
В больнице Чехии произошла кровавая бойня
В больнице Чехии произошла кровавая бойня
ДТП под Киевом: военнослужащий сбил детей
ДТП под Киевом: военнослужащий сбил детей
Путин зачитал Зеленскому «газовый» стишок и предложил скидку
Путин зачитал Зеленскому «газовый» стишок и предложил скидку
Илон Маск устроил ДТП на своем пикапе Cybertruck
Илон Маск устроил ДТП на своем пикапе Cybertruck
Богдан умудрился «отличиться» в Париже
Богдан умудрился «отличиться» в Париже
Нормандская встреча в Париже: прямая трансляция
Нормандская встреча в Париже: прямая трансляция
Появились первые кадры встречи Зеленского и Путина в Париже
Появились первые кадры встречи Зеленского и Путина в Париже
fraza.ua

Опрос

Статьи какого автора fraza.ua, пишущего на общественно-политические темы, вам больше нравятся?