ТОП:
Москва. На пороге православной Вселенскости

…Принятие в 988 г. христианства (в восточном его варианте) великим князем киевским Володимиром стало не только его личным выбором, выбором его окружения или даже исторической Руси (Киев-Чернигов-Переяславль), но и цивилизационным выбором всех подвластных Киеву земель.

Но если стольный Киев и его жители легко приняли новую веру, то в Суздальской и Ростовской землях, будущем ядре Московии, принятие христианства шло с трудом. Уже в 1024 р. на Суздальщине вспыхнуло восстание волхвов, которое, впрочем, было быстро подавлено.

Долгое время в этих землях христианами была только правящая верхушка, но к концу одиннадцатого века, вследствие миграционных потоков с юга и миссионерской работы, местное население начало проникаться новой верой.

В середине ХІІ в. володимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский предпринял попытку обособиться от Киевской Руси, в том числе и в вопросах веры — учредить на володимиро-суздальских землях собственную митрополию. Впрочем, патриарх Вселенский Лука Хрисоверг это его предложение о сепарации отверг. А Киевский митрополит получил дополнение к своему титулу и, чтоб другим не повадно было, стал писаться «Киевский и всея Руси».

Но лиха беда начало!

В 1250 г. в Суздальскую землю прибыл митрополит Киевский и всея Руси Кирилл ІІІ. Цель его была двоякой: официальная – соединить узами брака великого князя володимиро-суздальского Андрея Ярославича с Доброславой, дочерью князя Данилы Галицкого; неофициальная – подготовить почву для совместного выступления Северной и Южной Руси против татар (при содействии Папы Римского). Но Кирилл проболтался об этих планах старшему брату Андрея — Александру Ярославичу Невскому. Тот мигом уехал с доносом на брата в Орду. Похоже, и сам Кирилл не жаждал свободы ценой союза с Папой. А потому поддержал Александра. За свою ПРЕДАнность Александру Невскому и православию в  1252 г.  Кирилл получил ярлык у хана Батыя, гарантирующий неприкосновенность собственности православной церкви и льготы в налогообложении. Вернуться в Киев он смог только после смерти короля Данила.  (Подробнее об этом)

Надо сказать, володимиро-суздальские князья быстро оценили преимущества от нахождения в их землях митрополита. Следующий митрополит Киевский и всея Руси Максим, грек по национальности, в 1299 г. открыто перенёс свою резиденцию из Киева в Володимир-на-Клязьме. Его любовь к северным землям объяснялась просто: ему (по совместительству) предложили возглавить местную епархию, а значит, и получать с неё доходы. Правда, при этом номинально митрополичья кафедра всё ещё оставалась в Киеве.

Однако уже его преемник, митрополит Киевский и всея Руси Пётр, родом из Галичины, открыто перевёл митрополичью резиденцию из Володимира-на-Клязьме в Москву. Следующий предстоятель — грек Феогност в 1328 г.  уже официально перенёс туда и митрополичью кафедру. Это событие чудесным образом (!) совпало с очередным усилением Московского княжества и превращения его в Великое княжество под управлением Ивана Калиты. Вселенские патриархи вынуждены были смириться с разделением де-факто своей митрополии на две: Московскую (с центром в Москве) и Литовскую (с центром в Киеве или Вильно).

Новым этапом в становлении будущей РПЦ стал её раскол со Вселенской патриархией. В 1441 г. великий князь московский Василий Тёмный выгнал митрополита-грека Исидора из Москвы за «еретичество», а вернее — за отстаивание последним Ферраро-Флорентийской унии православной и католической церквей. С 1448 г., года избрания местным собором епископов собственного митрополита Ионы, предстоятелями самопровозглашённой Московской митрополии были только местные архиереи; они именовали себя митрополитами  «всея Руси» или «Московскими и всея Руси» — в противовес митрополиту «Киевскому и Галицкому и всея Руси».

Таким образом, Московская митрополия де-факто стала автокефальной от Константинопольской патриархии, хотя автокефалия эта была самозааной. «Самозванство» продолжалось более ста лет, пока отношения с Константинополем вновь не наладились.

В 1588 г. Вселенский патриарх Иеремия ІІ прибыл в Москву с официальным визитом (а вернее — за очередной финансовой помощью).  Пользуясь случаем, царский временщик (и в будущем – сам царь) Борис Годунов от имени своего патрона царя Фёдора Иоанновича стал склонять патриарха к предоставлению предстоятелю московской епархии патриаршего титула, что ставило бы последнего в один ряд с четырьмя древними патриархами (Константинопольским (Вселенским), Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским).

Иеремия долго сопротивлялся, а потом и вовсе сделал ход конём: предложил… себя в качестве Московского патриарха.

Тут настало время призадуматься Борису Годунову. Москва могла уже тогда стать центром Вселенской патриархии (подобно тому, как она стала митрополией). Однако одновременно это порождало и огромные проблемы: разрыв с турецким султаном и вероятную войну с ним и его вассалом – крымским ханом. Кроме того, амбициозный и умный Вселенский патриарх в Москве перетягивал бы властное одеяло с хлипкого царя на себя, а Годунову нужен был лишь громкий титул для московского предстоятеля, а не потенциальный конкурент. Потому он предпочёл синицу, а не журавля: и первым Московским патриархом стал московит Иов, смирный и лично верный Годунову человек.

Правда, предоставление Иову титула патриарха сильно подняло вес православной церкви в Московском царстве. А после того, как Московским патриархом стал Филарет, отец юного царя Михаила Романова, центр власти и вовсе сместился с царского дворца в палаты патриарха. Филарет был соправителем сына, причём соправителем старшим, и даже официально именовался «государем».

Такой дисбаланс власти наблюдался в Московии вплоть до патриарха Никона, когда царю Алексею Михайловичу ценой неимоверных усилий удалось сместить всесильного предстоятеля. А уже его младший сын, царь Пётр Первый, учтя батюшкины ошибки, упразднил вовсе патриарший титул, заменив его коллегиальным органом — Святейшим Синодом во главе с цивильным обер-прокурором. Синод действовал от имени императора, распоряжения которого по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода.

Так продолжалось до февральской революции 1917 г.

Надо сказать, что высшие духовные лица Российской империи с радостью восприняли факт падения императорской власти, которую считали душительницей своих прав и свобод. И, первым делом, избрали себе нового патриарха – Тихона.

Однако эйфория свободы длилась недолго. Пришедшие к власти большевики начали борьбу с религией, как с опиумом для народа. Причём боролись как духовно, так и физически. В Российской (ещё не Русской!) ПЦ был инициирован раскол на «обновленцев» (принявших советскую власть) и ретроградов. Особо упорных посылали в ссылку, на Соловки, а то и туда, откуда и Макар телят не гонял.  Церкви массово превращались в амбары, а к концу «безбожной пятилетки» — в 1943 г. — планировалось закрыть чуть ли не все действующие храмы.  

С патриархатом же большевики поступили по-петровскому образцу:  после смерти Патриарха Тихона в 1925 г. советские власти запретили избрание нового предстоятеля.

Ещё бы несколько лет – и остатки Российской ПЦ раскололись бы на десятки угасающих осколков.

Но тут началась Великая Отечественная Война.

***

…Надо сказать, что Сталин, как лицо, едва не ставшее духовным (окончил Тифлисскую духовную семинарию, но не явился на выпускной экзамен), живо интересовался внутрицерковными вопросами. Возглавляя первое в мире государство рабочих и крестьян, одним из идеологических основ которого был воинственный атеизм, он, тем не менее, был не чужд сентиментальности и в 1927 г. даже «позволил» Грузинской православной церкви дать из рук РПЦ (!) автокефалию.

Однако в целом до 1941 г. Иосиф Виссарионович был холоден к Православной церкви как таковой и её пастыри уничтожались наравне с другими его врагами. Однако, убедившись с началом ВОВ, что церковь к нему лояльна (даже сервильна) и призывает прихожан на защиту его режима, позволил ей некоторые поблажки.

Тут не стоит заблуждаться насчёт благих намерений как самой советской власти, так и лично товарища Сталина. Когда ему было выгодно, он мигом превращался: из врага нацизма — в его ближайшего союзника; из интернационалиста и основателя Израиля – в антисемита; из воинственного безбожника – в главного ктитора РПЦ (что отнюдь не означало, что обратного превращения не будет).

Тем не менее «необстрелянных» работников культа стали возвращать из мест заключений, для духовных лиц был снижен подоходный налог, они освобождались от военной службы, а некоторые «недораспроданные» церковные ценности были вытащены из музейных запасников и переданы РПЦ. Кроме того, милостиво было позволено, так сказать, по просьбам трудящихся верующих отправлять службы во вновь открытых храмах.
Изюминка последнего была в том, что львиная доля этих храмов была открыта во время немецкой оккупации (плюс «присоединённые в 1939 г. униатские приходы, насильно обращённые в православие). На неоккупированной же территории было восстановлено незначительное количество православных храмов. Всё это привело к тому, что бОльшая часть действительно действующих приходов РПЦ оказалась на территории Украины и Белоруссии и ситуация принципиально не изменилась даже до сего дня (что особенно обострило борьбу за томос для Украинской церкви). Так, Совет по делам РПЦ в объяснительной записке за 1948 г. отмечал:  «…На 1 января 1948 г. в СССР было 14 329 действующих церквей и молитвенных домов (11 897 церквей и 2432 молитвенных дома, что составляет 18,4% к количеству церквей, молитвенных домов и часовен в 1914 г., когда их было 77 767). Количество церквей в Украинской ССР составляет 78,3% к их числу в 1914 г., а в РСФСР – 5,4%...  62,3% всех церквей приходится на Украинскую ССР, причем самое большое количество церквей в Винницкой области – 814...».

Главная же уступка Сталина была в том, что после долгого перерыва он позволил избрать собственного патриарха — Сергия (Страгородского). Кстати, тогда же «Российская» ПЦ изменила название на «Русская» ПЦ.

Наивно было бы думать, что возрождение РПЦ происходило без пристального «ока государева». Плотный надзор над деятельностью РПЦ был   возложен на вновь созданный специальный правительственный орган — Совет по делам Русской православной церкви при Совмине СССР, во главе которого был поставлен новый «обер-прокурор» — полковник госбезопасности Георгий Карпов, совмещавший эту должность с должностью начальника 5-го отдела 2-го Управления НКГБ. (Любопытно, но до революции будущий чекист Г. Карпов успел окончить духовную семинарию).

Именно под негласным «руководством» последнего (См. https://ru.wikisource.org/wiki/Директива_НКГБ_СССР_от_28_сентября_1944_года_№_122) в феврале 1945 г. был проведён очередной Поместный собор, на котором был избран, вместо преставившегося Патриарха Сергия, новый предстоятель – Алексий І (Симанский). 

Однако этим планы тов. Сталина не ограничились. Воздух приближавшейся Великой победы уже изрядно кружил голову, и недоучившийся семинарист  поставил перед новоиспечённым  московским патриархом Алексием І (Симанским) мегазадачу: «…решение вопроса о присвоении Московской патриархии титула Вселенской» (!!!). Вождь всех народов уже чувствовал себя чем-то наподобие византийского ИМПЕРАТОРА, а для полноты ощущений ему нужно было, чтобы Вселенская православная церковь «была у него на посылках».

И Алексий І (Симанский)  резво взялся за дело.

Первым делом он совершил месячное (с 27 мая по 26 июня 1945 г.) турне по Ближнему Востоку и Египту, где встречался с Восточными патриархами.
Позже Алексий І посетил Сербию (где решал вопрос размежевания канонических территорий между двумя церквями), Болгарию и Румынию. Кроме того, принимал участие в процессе «воссоединения» униатских церквей Украины и Белоруссии с РПЦ.

За свои труды в 1946 г. московский предстоятель удостоился советского ордена Трудового Красного Знамени. При его вручении Алексий І сказал председателю ВС СССР Николаю Швернику: «…позвольте мне, глубокоуважаемый Николай Михайлович, в Вашем лице благодарить Верховный Совет нашего Союза и Правительство во главе с нашим великим вождём Иосифом Виссарионовичем Сталиным за высокое внимание ко мне, выразившееся в пожаловании мне ордена Трудового Красного Знамени. 

Забегая вперёд, скажем, что Алексий I  в период своего патриаршества был награждён «безбожной властью» четырьмя Орденами Трудового Красного Знамени (!!!) и дачей в Переделкино. Но при этом спорадически гонения на церковь и особо ретивых пастырей продолжались.     

Апогеем этого православно-сталинского апофеоза должно было стать Всеправославное совещание Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, которое должно было состояться с 8 по 18 июня в г. Москве по случаю 500-летия автокефалии РПЦ.

И оно состоялось!

На Всеправославное Совещание прибыли делегации практически от всех тогдашних православных церквей: Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской, а также многих русских экзархатов за границей. Кроме того, на Совещание был приглашён Католикос всех армян Геворг Шестой, который представлял не православную, а дохалкидонскую церковь.

Нетрудно заметить, что на Совещании присутствовали представители тех православных стран, которые попали в политическую орбиту СССР. Что касаемо Восточных патриархов, то Константинопольский и Антиохийский патриархи прислали свои делегации, но сами не явились. Александрийский патриарх и сам не явился, и делегацию не прислал – однако поручил представительство от своего имени Антиохийской делегации. Иерусалимский же патриарх и вовсе проигнорировал данное мероприятие.     

Совещание приняло немало важных постановлений:
- осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию (это после «отжатия» униатских приходов!!!);
- не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного совета церквей (ныне РПЦ участвует в этом шабаше   в пику Папе Римскому);
- высказались за сохранение Александрийской пасхалии (одно из главных препятствий для воссоединения христианства; правда, ныне многие православные церкви (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Румынская, Албанская, Польская) используют для исчисления пасхалий новоюлианский календарь, до 2800 г. идентичный григорианскому).

Однако главный вопрос – о присвоении Московской патриархии титула Вселенской — так и остался открытым. Восточные патриархи, над которыми не довлел чекистский меч, предусмотрительно и дружно бойкотировали Всеправославное Совещание. Сам же Алексий I, очевидно, не решился на такой шаг, грозящий расколом всему православию.

Надо сказать, что такая нерешительность сильно разочаровала вождя всех времён и народов. И хотя вслух он этого не высказал, дела красноречивее слов.

С 1948 года вплоть до самой смерти Сталина коммунистические власти не разрешили ни одного открытия нового храма. Наоборот, храмы только закрывались. Участились «посадки» священников, при этом с февраля 1949 года по март 1953 года по требованию властей практически прекратились хиротонии (рукоположения) новых священников, за исключением незначительного количества для Украины и зарубежных епархий.

Так Сталин «наказывал» РПЦ за страх Божий, который оказался даже сильнее, чем страх перед самим диктатором…

Тэги: общество, православие, история, культура, новости православия

Комментарии

Выбор редакции
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
Усик может стать новым президентом Украины?
Усик может стать новым президентом Украины?
Список версий гибели группы Дятлова. Видео на канале «Фразы»
Список версий гибели группы Дятлова. Видео на канале «Фразы»
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
Порошенко и его свинья: смотрясь в сериал «Черное зеркало». Новое видео на канале «Фразы»
Порошенко и его свинья: смотрясь в сериал «Черное зеркало». Новое видео на канале «Фразы»
Что говорят о Зеленском известные люди? Видео на канале «Фразы»
Что говорят о Зеленском известные люди? Видео на канале «Фразы»
История украинского масонства на канале «Фразы»: Грушевский, Петлюра, Шевченко и другие
История украинского масонства на канале «Фразы»: Грушевский, Петлюра, Шевченко и другие
Тайные общества Украины. Премьера на канале «Фразы»
Тайные общества Украины. Премьера на канале «Фразы»
Украинцев загнали в культурное гетто. Видеообзор «Фразы»
Украинцев загнали в культурное гетто. Видеообзор «Фразы»
fraza.ua
Компания Apple начала давать деньги в долг
Компания Apple начала давать деньги в долг
Компания Apple начала давать деньги в долг
Компания Apple начала давать деньги в долг
ДТП с полицейским авто в Киеве: тяжело пострадала девушка-коп
ДТП с полицейским авто в Киеве: тяжело пострадала девушка-коп
В Днепре пьяные молодчики напали на инкассаторов. Но все не так однозначно
В Днепре пьяные молодчики напали на инкассаторов. Но все не так однозначно
В Киеве мужчина пытался взорвать дом с детьми
В Киеве мужчина пытался взорвать дом с детьми
Завтра в «Правилах выживания» украинцам расскажут, как не стать жертвой обмана
Завтра в «Правилах выживания» украинцам расскажут, как не стать жертвой обмана
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
Жители Днепра едва не учинили самосуд над водителем, который сбил женщину на пешеходном переходе и пытался сбежать с места ДТП
Жители Днепра едва не учинили самосуд над водителем, который сбил женщину на пешеходном переходе и пытался сбежать с места ДТП
В Польше автомобиль насмерть сбил трех молодых украинцев
В Польше автомобиль насмерть сбил трех молодых украинцев
В Хмельницкой области педофил изнасиловал 11-летнюю девочку, заманив ее к себе домой
В Хмельницкой области педофил изнасиловал 11-летнюю девочку, заманив ее к себе домой
На киевском Подоле автомобиль прямо на пешеходном переходе насмерть сбил молодого парня (18+)
На киевском Подоле автомобиль прямо на пешеходном переходе насмерть сбил молодого парня (18+)
fraza.ua

Опрос

Что ждет Украину в 2019 году?