ТОП:
Фильм про любовь «Холодная война»: на тебе, как на войне...

Нет, это кино не о шпионских играх между США и СССР минувших десятилетий. Хотя да, действие разворачивается в годы холодной войны, на фоне того самого противостояния между востоком и западом, между коммунистическими и капиталистическими ценностями. Но здесь политическая и экономическая конфронтация превращается в противоборство двух влюбленных, которые поступательно уничтожают друг друга, потому что не в силах существовать ни вместе, ни порознь.

Стильной, изысканной, лаконичной, очень печальной, поэтичной и музыкальной, страстной и чувственной любовной историей Павла Павликовского, получившей в Каннах премию за лучшую режиссуру, 25 октября открылись «Дни польского кино» в Украине. 8 ноября картина выходит у нас в прокат.

Действие начинается в Польше 1949 года, заканчивается в 70-х там же, но в промежутке события происходят в Берлине и Париже. Послевоенная Польша, постепенно превращающаяся под советской властью в социалистическое государство, потихоньку восстанавливается после разрушений и, в числе прочего, возрождает культуру. Так, по приказу свыше творческая интеллигенция во главе с известным дирижером и композитором устраивает набор в народный ансамбль песни и пляски под названием «Мазурек». Прослушиваются все желающие, отбираются, как говорится, только лучшие. Нахальная и вызывающе красивая светловолосая девица поет не лучше других, имеет условный тюремный срок и приводит в легкое замешательство выбором песни (поет «Как много девушек хороших» из советского кинофильма «Веселые ребята» вместо того, чтобы исполнить что-нибудь фольклорное аутентичное, не вызывающее в интеллигентных польских кругах ассоциаций с ненавистной страной-агрессором).

Но дирижеру девушка нравится. Очень нравится. Так что она легко попадает в ансамбль и даже становится его лицом, всегда выступая в первых рядах. Вспыхнувший роман между героем и героиней развивается завораживающе красиво, стремительно, пылко, но с порога от него веет горьким ароматом отчаянной, надрывной любви, обреченной на трагичный финал.

 

Такие лав-стори сейчас почти не снимают. Выдержанные, лаконичные, обладающие безупречным вкусом и стилем, сосредоточенные лишь на двоих, когда только он, она и их чувства друг к другу имеют значение, когда любовь определяет жанр произведения, а не жанр включает в себя линию любви. Черно-белый фильм Павликовского — тот кинематографический случай, когда монохром является не просто цветовым решением, но душой и тональностью истории, ее музыкой и ее поэзией. Декорации попеременно меняются от социалистических к капиталистическим и обратно, то на экране поющий на фоне портрета товарища Сталина хор, то парижский джазовый бар с эротичным названием «Затмение», то лагеря для политзаключенных... 40-е, 50-е, 60-е... меняются эпохи и антураж, меняются восток и запад, меняется аранжировка и даже язык песни, которую несколько раз за фильм поет героиня, но полотно Павликовского остается исключительно однородным и целостным.

И к слову, главная песня «Холодной войны» в джазовой обработке, звучащая из уст актрисы Иоанны Кулиг, сексуально обволакивающей винтажный микрофон, производит такой же эффект, как, к примеру, главная песня из сериала Валерия Тодоровского «Оттепель» в исполнении Паулины Андреевой.

Певица и композитор априори обречены на несчастливую любовь, потому что несовместимо разные. Он — интеллигент, представитель творческой богемы, который не мыслит себя в социалистическом строе, которому западная культура и западная свобода необходимы как воздух. Она — плебейка из неблагополучной семьи, впитывающая советскую идеологию за неимением альтернативы. И неслучайно Иоанна Кулиг так сильно напоминает сразу нескольких легендарных советских актрис (немного от Светличной, немного от Дорониной), которые, с одной стороны, могли играть простых деревенских баб, стряпух и колхозниц, с другой — всегда отличались «вражеским западным изъяном» как во внешности, так и в сущности, не вписывались в портрет «правильной народной артистки».

«Холодная война» по праву может считаться польским аналогом голливудской «Касабланки». Или же польским аналогом несоветской советской лав-стори «Еще раз про любовь» Георгия Натансона. Три киношедевра о влюбленных, которым уготовано мучиться как вблизи, так и вдали друг от друга.

Тэги: кино, культура

Комментарии

Под Одессой зверски убили девочку-подростка
Под Одессой зверски убили девочку-подростка
Под Одессой зверски убили девочку-подростка
Под Одессой зверски убили девочку-подростка
В Сумах пытались взорвать храм бомбой из кукурузы
В Сумах пытались взорвать храм бомбой из кукурузы
В Киеве мужчину убили прямо на больничной койке
В Киеве мужчину убили прямо на больничной койке
Усик рассказал, кто и когда конкретно ему «навалял»
Усик рассказал, кто и когда конкретно ему «навалял»
В киевском супермаркете разгуливал абсолютно голый мужчина
В киевском супермаркете разгуливал абсолютно голый мужчина
Уэльский рабочий продал граффити Бэнкси на своем гараже за гигантские деньги
Уэльский рабочий продал граффити Бэнкси на своем гараже за гигантские деньги
Стало известно, где пройдет детское Евровидение-2019
Стало известно, где пройдет детское Евровидение-2019
В США около загадочной «Зоны 51» на видео сняли НЛО
В США около загадочной «Зоны 51» на видео сняли НЛО
На Закарпатье лавина завалила дорогу
На Закарпатье лавина завалила дорогу
В аэропорту «Борисполь» задержали контрабандную партию щеглов – некоторые птицы погибли
В аэропорту «Борисполь» задержали контрабандную партию щеглов – некоторые птицы погибли
fraza.ua

Опрос

Что ждет Украину в 2019 году?