ТОП:
Безумство храбрых. Часть 1. Камикадзе

После, казалось бы, сверхудачного дебюта войны с США, начавшегося атакой на Перл-Харбор, Япония стала терпеть одно поражение за другим.

К середине 1944 г. даже самым фанатичным японским генералам и адмиралам стало ясно, что спасти от разгрома и дальнейшей оккупации Страну восходящего солнца может только чудо.

Или чудо-оружие.

Поначалу особые надежды японское командование возлагало на новый вид бомбометания по кораблям противника: с бреющего полёта на высоте 10 -20 метров над уровнем моря, т. е. с полёта на уровне палубы обычного американского авианосца. Бомбу следовало сбросить за 200-300 метров от вражеского корабля, чтобы она, прыгая по воде (вспомним броски камушков в реку в детстве), поражала борт корабля. (Кстати, подобными «прыгающими бомбами» американцы уничтожали мосты и дамбы в Германии). Сам пилот в таком случае должен был круто взмыть вверх, избегая не только столкновения с вражеским авианосцем и огня зениток, но и встречи со своей же бомбой (?!).

Такой способ бомбометания оказался не только более эффективным, но и гораздо более сложным для лётчика, чем, допустим, обычное торпедирование. Тут нужны были настоящие виртуозы. А их на третьем году войны катастрофически не хватало. Как, собственно, и самолётов.

И тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси якобы бросил фразу: «...Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой „Зерo“ на американский авианосец». Случилось это, по легенде, 17 (или 19) октября 1944 г. во время битвы в заливе Лейте (Филиппины), когда у адмирала под рукой оказался лишь 41 исправный самолёт (из них 34 истребителя «Зеро»).

Так произошло рождение японских лётчиков-смертников.

Впрочем, это только легенда. Как мы увидим дальше, идея вице-адмирала Ониси (которого сразу же окрестили «отцом камикадзе») была не только не нова, но даже и не его.

«БОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕТЕР»

Следует заметить, что во время Второй мировой войны японцы НЕ НАЗЫВАЛИ своих лётчиков-смертников «камикадзе». Они использовали другое прочтение иероглифов 神風, — «симпу». Но историю пишут победители, и прочтение американских переводчиков из числа японцев-эмигрантов уже прочно вошло в оборот и допускается даже в Японии. Впрочем, что «камикадзе», что «симпу» означало одно и то же — «божественный ветер».

Тут нужно немного углубиться в историю Японии и сказать, что в 1274 г. и 1281 г. флот императора Хубилая (внука Чингисхана) дважды пытался высадить десант в Японии и покорить её. В первом случае китайско-монгольским войскам даже удалось захватить японские острова Цусиму и Ики и в отдельных сражениях разбить заносчивых самураев. Но атаку на остров Кюсю сорвал нежданно появившийся тайфун, который японцы тут же объявили «божественным». А в 1281 г. такой же «божественный» тайфун разметал китайско-корейско-монгольский флот, не дав ему высадить новый десант на всё тот же Кюсю. Одним словом, японцам сильно повезло, и в то же время они утвердились в вере в свою богоизбранность. (Правда, современные исследования останков кораблей императора Хубилая показывают, что к гибели флота причастен не только тайфун, но и китайские корабелы-бракоделы, чьи посудины просто обязаны были пойти ко дну при даже небольшом шторме).

Но вернёмся в век ХХ.

ПО КАНОНАМ «БУСИ-ДО»?

Если верить японским военным мемуаристам, после появления идеи о «камикадзе» (оставим этот термин во избежание путаницы) японцы сразу же (?!) приступили к организационным мероприятиям по созданию «специального ударного корпуса „СИМПУ“» во главе с лейтенантом Юкио Сэки. В этот корпус, состоящий из четырёх подразделений — «СИКИСИМА» (поэтическое название Японских островов), «ЯМАТО» (древнее название Японии), «АСАХИ» («утреннее солнце») и «ЯМАДЗАКУРА» («гора в цветущих вишнях»), — изначально вошли 24 лётчика-добровольца. К слову, в названиях подразделений образованные японцы видели отражение названия классической поэмы Норинаги Мотоори: «Японский дух подобен цветению вишни в горах с переливами света при утреннем солнце». Таким образом, изначально создавалась эстетика движения смертников как движения ультрапатриотичного, призванного вдохновить простых японцев отдать свою жизнь за Японию и императора — так, как это делали их предки. Нужно отметить, что уже при создании «СИМПУ» проговаривалась возможность формирования подобных ударных соединений в других авиационных частях, ВМФ и армии (!).

Ныне в книгах и статьях, посвящённых камикадзе, нередко можно прочитать, что движение смертников органически соответствовало воинской культуре японцев, их кодексу «Буси-до» («пути воина»). А посему чуть ли не все жители Японии были потенциальными смертниками. Это совсем не так. Да, средневековый самурай должен был защитить (даже ценой своей жизни!) жизнь и честь сюзерена, за что получал от своего даймё (князя) надел и статус самурая. В этом была вся суть феодальной системы.

Но при этом важна была не сама по себе смерть, а обстоятельства, при которых самурай жертвовал своей жизнью. «Помни, не только воины, но и монахи, и женщины, и крестьяне, и даже совсем низкие люди порой с готовностью умирают во имя долга или чтобы избежать позора. Это все — не то.

Воин отличается от этих людей, потому что изучение Пути воина основано на одолении соперника. Добиваясь победы, скрещивая мечи с отдельными противниками или участвуя в массовых битвах, мы добываем славу не для себя, но для своего даймё. В этом и есть основная добродетель Пути воина», — писал знаменитый самурай 17-го века Миямото Мусаси в своей «Книге пяти колец». Словом, важно не просто отдать свою жизнь, но и как можно больше врагов забрать на тот свет.

Однако правда жизни заключалась в том, что эпоха сёгуната была уже давно насильственно упразднена самими же японцами за 80 лет до этого, а многие военнослужащие Японской империи даже не были потомками самураев. Во время массовой армии это были преимущественно дети крестьян, мастеровых или торговцев, т. е. «низших сословий», которым и феодальные отношения, и самурайский пафос были чужды ментально.

В этом смысле показательно, КАК лейтенант Юкио Сэки стал камикадзе № 1. Более противоречивой кандидатуры в смертники трудно было сыскать. Сэки лишь в ноябре 1942 года поступил в Морскую лётную школу в г. Касумигауре, где проходил базовый курс пилота ПАЛУБНОГО БОМБАРДИРОВЩИКА. Очевидно, учился он неплохо (или не очень?), ибо по окончании учёбы в январе 1944 г. его оставили в лётной школе в качестве инструктора. В мае 1944 г. лейтенант Сэки женился, но уже в сентябре его командировали сначала на о.Тайвань, а потом на Филиппины. По японским лётным меркам, его налёт не был уж очень большим — всего около 300 часов.

Перед нами, в лучшем случае, хороший службист, который от приказов не бегает, но и поперед батьки в пекло не лезет.

И вот такого человека японское командование избрало в герои!

Случилось это до банальности просто. Заместитель командира 201-й авиагруппы 1-го Воздушного флота капитан 2-го ранга Асаити Тамаи вызвал лейтенанта Сэки и прямо ему сказал, что «... адмирал Ониси лично посетил 201-ю авиагруппу, чтобы изложить план, который имеет огромное значение для Японии. Этот план заключается в том, что пилоты „Зеро“, вооружённых 250-килограммовыми бомбами, будут намеренно пикировать на палубы вражеских авианосцев, чтобы обеспечить успех операции „СЁ“ („Победа“). Вас выбрали командиром подразделения для таких атак. Как вы на это смотрите?».

Как говорится, это было предложение, от которого нельзя было отказаться. Потрясённый Сэки секунд пять пребывал в ступоре, но очнулся и твёрдо произнёс: «Вы обязаны позволить мне сделать это».

Как тут не вспомнить фронтовую песню советских танкистов:

Наутро вызывают меня в политотдел —
Что же ты, подлюга в этом танке не сгорел?
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
В танковой бригаде не приходится тужить.
Я им отвечаю, я им говорю —
В следуйщей атаке обязательно сгорю.
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
В танковой бригаде не приходится тужить.

Но, несмотря на, как кажется, решительный ответ, Юкио Сэки был в душевном смятении. Некому военному корреспонденту, случайно (?!) оказавшемуся рядом, Сэки заявил: «Плохи дела Японии, если она заставляет гибнуть своих лучших пилотов. Я иду на это не за Императора и не за Империю. Я иду, потому что мне так приказано!». Более того, Сэки не собирался умирать! Тому же корреспонденту он заявил, что «...если они позволят мне, я сброшу 250-килограммовую бомбу на полётную палубу авианосца, не принося себя в жертву, и попытаюсь вернуться назад».

Понятно, что эти откровения тогда в японскую прессу не попали.

ПЕРВАЯ КРОВЬ

Четыре раза подразделение «СИКИСИМА» вылетало на поиски первой цели — и четырежды возвращалась ни с чем. Нервы лётчиков были на пределе. Наконец 25 октября 1944 г. они встретили достойную цель — оперативное соединение американских эскортных авианосцев «Таффи 3».

Звено японских самолётов «СИКИСИМА» состояло из пяти «Зеро» с бомбами на борту в сопровождении ещё четырёх «Зеро» прикрытия во главе с легендарным японским асом Хироёси Нисидзавой. В 10.45 звено приблизилось к американским авианосцам и внезапно напало на них (а чем 9 истребителей, казалось бы, могли быть опасны могучим кораблям?). По свидетельству Нисидзавы, лейтенант Секи сразу же атаковал вражеский авианосец; за лейтенантом последовал ещё один камикадзе. В результате на американском корабле (а это был эскортный авианосец «Сен-Ло») детонировал боезапас, и он утонул. Третий камикадзе успешно атаковал другой авианосец, на котором в результате взрыва вспыхнул пожар.

Четвёртый камикадзе уничтожил американский крейсер. И лишь пятый смертник явно промахнулся и своей цели не достиг. (При атаке погиб также 1 самолёт сопровождения).

В своём донесении Нисидзава был не вполне точен. И немудрено: в это время ему приходилось отбиваться от американских истребителей, два из которых он даже сбил (это были его последние воздушные победы; на следующий день американцы сбили японский транспортный самолёт, где в качестве пассажиров находились несколько японских лётчиков, в т. ч. Нисидзава). По американским же данным, все атаки камикадзе прошли успешно, однако из ещё трёх атакованных авианосцев лишь один — «Калинун Бэй» получил более или менее серьёзные повреждения (один самолёт попал в полётную палубу, сильно её повредив).

Уже после войны всплыла информация, что в тот же день, но только ранее, между 7:40 — 7:50 утра, и в другом районе ещё одна, неизвестная, группа японских самолётов-камикадзе атаковала американские авианосцы «Сенти», «Сэнгамон», «Суони» и «Петроф Бей», правда, без особого успеха.

Похоже, японская пропагандистская машина требовала стопроцентной гарантии подвига, а потому было создано как минимум две дублирующие группы.

Но «повезло» лейтенанту Сэки...

ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ

Уже буквально на следующий день информация о подвиге лейтенанта Юкио Сэки и его подразделения облетела все японские СМИ. Страну восходящего солнца захлестнула патриотическая эйфория. С лёгкой руки {всё того же военного командования} в японских войсках стало шириться движение смертников (подобно тому, как в СССР ширилось стахановское движение). Ажиотаж (а вернее военная истерия) был столь велик, что, как рассказывают, жена некого Хадзиме Фудзи убила своих двоих детей, а затем и себя, лишь бы её муж смог попасть в элитный отряд камикадзе, куда семейных солдат, к тому же имеющих детей, не брали.

Отряды добровольцев-смертников в японских вооружённых силах получили обобщённое название «тейсин-тай» — «ударные отряды». Для них даже разрабатывалось и производилось специальное оружие — кумулятивные шестовые гранаты, торпеды «КАЙТЕН», специальные катера-брандеры, мини-подлодки и самолёты-снаряды «Yokosuka MXY7 Ohka». Погибшие в бою смертники причислялись к ками — святым покровителям Японии.

Но, конечно же, главным ударным отрядом оставались лётчики.

Надо сказать, что японцы сами на мгновение уверовали и в чудо, и в своё чудо-оружие. А слово «камикадзе» даже стало нарицательным.

Согласно японским отчётам, с октября 1944 г. по январь 1945 г. корпусом «СИМПУ» в зоне Филиппин было уничтожено 37 и повреждено 68 американских кораблей, в том числе, соответственно:
— авианосцев: 5 и 12;
— линкоров: 2 и 4;
— крейсеров: 5 и 11;
— эсминцев: 3 и 4;
— транспортов и других судов: 22 и 37.

Согласно же американским подсчётам, японцами было уничтожено 16 и повреждено 87 американских кораблей, в том числе, соответственно:
— авианосцев: 2 и 22;
— линкоров: 0 и 5;
— крейсеров: 0 и 10;
— эсминцев: 3 и 28;
— транспортов и других судов: 11 и 22.

Сравнивая эти два отчёта, нетрудно заметить, что японцы сильно преувеличивали свои успехи. Не столько в количестве (японцы приписали себе лишь 96 результативных атак камикадзе, тогда как США признали целых 105 их результативных атак), сколько в качестве. Японцы считали, что уничтожили 12 крупных кораблей (авианосцев, линкоров, крейсеров), хотя по факту таковых было лишь 2. Также бросается в глаза, что основными жертвами атак корпуса «СИМПУ» были авианосцы (что логично) и эсминцы (?!). Это говорит о том, что в случае невозможности атаковать крупное судно камикадзе бросались на первый попавшийся вражеский корабль, каковым чаще всего оказывался дозорный эсминец.

Однако смущает не только завышение вдвое потопленных судов и их класс, но и то, что из 31 атакованного эсминца США 28 остались на плаву. Я уже не говорю о 22 атакованных, но не потопленных авианосцах. Если даже снаряжённого бомбой весом в 250 кг «Зеро» недостаточно для уверенного потопления простого эсминца, то какой же «смертоносный» вред они могли нанести авианосцу?

Словом, несмотря на некоторый эффект, японская кампания на Филиппинах по движению камикадзе была, по большей части, показухой, причём показухой дорогостоящей и кровавой, когда гибли высококлассные пилоты — не только смертники (378 самолётов), но и истребители прикрытия (102 самолёта). При этом лишь каждому четвёртому камикадзе (вернее 0,28) удавалось довести свой самолёт до цели...

Тэги: общество, мир, история

Комментарии

14.12.18 13:53

Националист Корчинский пригрозил боксеру Усику «пулей из Калашникова», если тот пойдет защищать Лавру

14.12.18 13:26

Крупный российский поисковик назвал дату смерти Порошенко

14.12.18 12:49

В Харьковской области еще на прошлой неделе изменили статус русского. Но известно об этом стало лишь сейчас

14.12.18 12:34

В Харькове жертвой гриппа стал малолетний ребенок

14.12.18 11:56

Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко

14.12.18 11:30

Мощный взрыв раскурочил половину подъезда в одном из домов под Киевом

14.12.18 10:52

Возле одного из столичных кладбищ произошло кровавое ДТП

14.12.18 10:50

В Сети началось голосование за талисман Киева

14.12.18 10:21

На одной из исследовательских станций в Антарктике таинственно погибли рабочие

14.12.18 10:05

Посла Израиля «шокировало» решение львовской власти по Бандере

Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко
Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко
Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко
Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко
Мощный взрыв раскурочил половину подъезда в одном из домов под Киевом
Мощный взрыв раскурочил половину подъезда в одном из домов под Киевом
Возле одного из столичных кладбищ произошло кровавое ДТП
Возле одного из столичных кладбищ произошло кровавое ДТП
В Сети началось голосование за талисман Киева
В Сети началось голосование за талисман Киева
В Киеве внедорожник врезался в отбойник перед мостом – водитель погиб
В Киеве внедорожник врезался в отбойник перед мостом – водитель погиб
В Киеве горело здание института
В Киеве горело здание института
В «Разумной силе» кровавое нападение неонацистов на офис партии связывают с требованиями к властям о мире на Донбассе
В «Разумной силе» кровавое нападение неонацистов на офис партии связывают с требованиями к властям о мире на Донбассе
Водители, устроившие массовое ДТП в центре Киева, вызвали негодование в Сети
Водители, устроившие массовое ДТП в центре Киева, вызвали негодование в Сети
Таксисты жестоко поглумились над пассажиром в Ровно
Таксисты жестоко поглумились над пассажиром в Ровно
В Киеве взбесившийся лифт едва не раздавил младенца
В Киеве взбесившийся лифт едва не раздавил младенца
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?