ТОП:
Збручский идол. Часть 2 (шутка пана Тымона)

С момента раскопок 1984 г. версия о збручском идоле как космологическом изваянии русичей (русинов) прочно вошла в научный обиход — в противность версии о Святовите. Поднимался даже вопрос о возвращении идола на «историческую родину».

Начало читайте здесь

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ

Но в 2011 г. двое сотрудников Института археологии НАН Украины — Алексей Комар и Наталья Хамайко выдвинули свою версию происхождения «збручского изваяния», которая поставила все с ног на голову.

Сначала учёные подвергли сомнению долгое нахождение известнякового столпа в воде — для этого, по их мнению, он слишком хорошо сохранился. Обратили они внимание и на некоторые, по их мнению, несоответствия в изображениях на каменном столпе. Так, у {славянского} Перуна оказалась {тюркская} сабля, хотя логичнее бы было ожидать увидеть меч. Кроме того, КАМЕННОЕ изваяние восточнославянского божества по сей момент оказалось единственным в своём роде — из исторических источников известно лишь о деревянных кумирах.

И подобных замечаний у Комара и Хамайко оказалось немало.

Наконец, «исторические диссиденты» поставили вопрос ребром: да полноте, господа учёные! А не является ли «збручский идол» мистификацией?

Так сказать, «новоделом» ХІХ в.? Этот вопрос они даже вынесли в заглавие своей статьи: «Збручский идол: памятник эпохи романтизма?».

В противовес официальной версии они выдвинули своё видение хода событий.

В начале 20-х годов ХІХ в. в с. Лычкивцы проживал известный молодой польский поэт Тымон (Тимон) Заборовский (старший брат того самого Константина Заборовского, о котором упоминалось выше). Как и всякий поэт-романтик, он интересовался славными страницами своей родины, а одним из его любимых героев был Болеслав Храбрый, тесть Святополка Окаянного, который захватил Киев. Однако, проживая между греко-католическим и православным населением, он живо интересовался и историей  Древней Руси. Под впечатлением от «Слова о полку Игореве» (в польском «свободном» переводе К. Годебского) Тымон Заборовский даже пишет свою поэму (незаконченную) Pieśni Bojana.

Кроме того, перу поэта принадлежит Pieśn o Haraldzie, в которой Заборовский даёт свою версию отношений будущего норвежского короля Харальда и дочки Ярослава Мудрого по (условному) имени Malwina.

В 1823 г. Заборовский начал писать поэтическую драму «Умвит» о позднеязыческом периоде. В описании декораций легко угадывается описание надзбручских окрестностей.

По сюжету драмы главный герой — властный верховный языческий жрец и прорицатель Умвит, желающий захватить властиь в неком ляхитском племени путём заключения брака своего ставленника, представленного им как потерянный сын Стибор, с дочкой вождя Мистивоя — Лелиной. Но планы Умвита разрушает его настоящий сын Стибор, захваченный в детстве в плен под Галичем и воспитанный уже в христианской вере под новым именем Ермилий. Через конфликт отца и сына передаётся образ столкновения старой и новой религий.

Понуждаемая к браку со лже-Стибором Лелина, по канонам романтического жанра, узнает Ермилия и влюбляется в него и перед публичной церемонией языческого брака со лже-Стибором получает от Ермилия крест. Кульминацией драмы является церемония в языческом святилище Леля, во время которой Лелина достаёт крест и публично отрекается от языческих богов. От гнева разъярённых язычников влюблённых спасает только неожиданное появление христианских воинов Цидебура — брата короля Мечислава. Апогей апофеоза христианства наступает после раскаяния Умвита и признания им сына и новой религии.

Надо сказать, что во время написания драмы Т. Заборовский был влюблён в замужнюю даму — Лауру Забельскую, жену соседского помещика Йозефа Забельского. Дама была согласна даже бросить мужа, но тот грозился оставить любимого ею сына у себя, если та уйдет к Тымону. Да и Тымону мать грозила лишением наследства. В общем, дело закончилось разрывом, хотя любовные раны и продолжали кровоточить.

По версии А. Комара и Н. Хамайко, каменный идол мог быть заказан Тымоном Заборовским у местных каменотёсов как материальный и визуальный источник вдохновения для работы над «Умвитом», ведь на нем изображены все задействованные в драме древние боги. Понятно, что Заборовский был историком-аматором, а потому в эскизе заказа допустил целый ряд ошибок, обнаруженных историками-археологами Комаром@Хамайко, которые  вооружены самыми современными знаниями.

Так как образ Лелины писался с Лауры Забельской, Тымон демонстративно выставил идола на границе поместий Забельского и своего. После разрыва с Лаурой Т. Заборовский, склонный к театральным эффектам, мог приказать утопить идола (по другой их версии — это сделал разъярённый пан Забельский).

В 1828 г. Тымон Заборовский неожиданно умирает (поговаривают о самоубийстве). А в 1831-32 г.г. по окрестностям прокатывается эпидемия холеры, которая забирает в могилу родителей Заборовского, более двухсот крестьян, а также супружескую пару Забельских. Владельцем Лычкивцев становится младший брат Т. Заборовского. Наследство приходится как нельзя кстати: Константин принял участие в ноябрьском польском восстании против Российской империи, а значит, мог угодить в Сибирь, и собственность в Австрийской империи была более чем своевременной.

А в 1848 г. со дна Збруча выныривает ещё одно «наследство» — идол, о котором Константин не имел никакого понятия, ибо при жизни брата в имении не проживал. Но кто-то из местных вспомнил, кому принадлежал каменный истукан, и идола без лишних слов оттянули в имение К. Заборовского, хотя нашли его вдалеке от имения и на находку должны были претендовать таможенные власти.

Константин же постарался поскорее избавиться от такого необычного и зловещего клада и быстренько «втюхал» его своему соседу-коллекционеру.

ТАК БЫЛ ЛИ ИДОЛ?

Такова версия А. Комара и Н. Хамайко.

«Так был ли идол? — спросит удивлённый читатель. — Может, и идола никакого не было?».

Не будем, однако, спешить с выводами.

Умозаключения о слишком хорошем состоянии известняка у «исторических диссидентов» основываются на экспертных данных 1948 г. реставратора Р. Козловского. Думается, с тех пор появились новые методы изучения каменных изваяний и условий их хранения. Вполне вероятно, что идол действительно хранился в неком схроне и лишь на недолгое время, вследствие подмыва берега, оказался в воде.

Не понятно также, зачем Тымону нужно было именно каменное изваяние, если идол был необходим ему только для написания одной драмы. Не проще, быстрее и дешевле было бы заказать именно деревянного идола?

Как памятник любви и сильных чувств (в чем нас пытаются убедить «диссиденты») збручский идол, эта образина, также воспринимается с трудом.

И, конечно, во всей этой такой складной истории смущает тот факт, что в её подтверждение нет никаких свидетельских показаний. Вся реконструкция Комара@Хамайко — сплошь их домыслы (пардон, реконструкция). Конечно, по краю прокатилась холера, но неужели спустя 25 лет никто в христианском крае не вспомнил такой скандальный случай, как установка местным паном поганского идола, а потом и его утопление в реке. Ведь для этого нужны были помощники и как минимум три пары волов. Авторы рассказывают нам о таких интимных моментах из жизни Т. Заборовского, как любовь к замужней даме, вступление поэта незадолго до смерти в орден иезуитов, версию о его самоубийстве, но о скандальной статуе, которую он выставил на границе своего поместья, чтобы позлить соседа, почему-то не осталось никаких свидетельств.

Словом, «диссиденты» не смогли повторно сбросить идола в реку опровержения. Да, думается, научное сообщество не так просто расстанется со своим любимым заблуждением, даже если оно таковым и окажется...

Тэги: история, культура

Комментарии

25.09.18 20:06

Любимая «Мэри Поппинс» целого поколения рассказала о жестоком групповом изнасиловании

25.09.18 19:31

В Украине отключили единственный общественный телеканал. Казалось бы, причем здесь Порошенко?

25.09.18 19:04

Политолог о факторе Медведчука: Он станет главным лоббистом объединения сил юго-востока Украины

25.09.18 18:59

Главные новости за 25 сентября 2018 года

25.09.18 18:47

УПЦ призвала депутатов отказаться от антицерковных законопроектов

25.09.18 17:58

Синод УПЦ призывает экзархов Константинопольского Патриархата уехать из Украины

25.09.18 17:13

Медведчук заложил фундамент Минских соглашений еще тогда, когда о них никто не думал, - Шуфрич

25.09.18 17:11

Кое-где в Киеве полностью отключат воду. Людей просят потерпеть

25.09.18 17:10

Ученые выявили аромат, способный победить облысение

25.09.18 17:09

Медведчук: От выборов в ОРДЛО Минским соглашениям ни холодно ни жарко

Взорвался очередной запрещенный «миномет Пашинского». Трое украинских военных — в больнице
Взорвался очередной запрещенный «миномет Пашинского». Трое украинских военных — в больнице
Взорвался очередной запрещенный «миномет Пашинского». Трое украинских военных — в больнице
Взорвался очередной запрещенный «миномет Пашинского». Трое украинских военных — в больнице
По уровню социального развития Украина разместилась между Кубой и Македонией
По уровню социального развития Украина разместилась между Кубой и Македонией
В США поймали двухголовую ядовитую змею
В США поймали двухголовую ядовитую змею
Голый мужик устроил дикие танцы для толпы зевак в центре Днепра
Голый мужик устроил дикие танцы для толпы зевак в центре Днепра
В Украине выпал первый снег. Появилось видео
В Украине выпал первый снег. Появилось видео
Непогода в Украине: обесточены сотни населенных пунктов, подтоплены Одесса и Николаев
Непогода в Украине: обесточены сотни населенных пунктов, подтоплены Одесса и Николаев
В Англии найден бункер с привидениями
В Англии найден бункер с привидениями
Во Франции вредители «освободили» сотню оленей – их пытаются спасти от гибели
Во Франции вредители «освободили» сотню оленей – их пытаются спасти от гибели
Во Львове бушевала лютая непогода. Синоптики обещают мокрый снег
Во Львове бушевала лютая непогода. Синоптики обещают мокрый снег
Под Киевом автомобиль такси провалился под асфальт
Под Киевом автомобиль такси провалился под асфальт
fraza.ua

Опрос

За кого бы вы отдали голос на выборах президента?