ТОП:
Фильм «Обет молчания»: фанатам категории «бэ» посвящается

Есть плохое кино, глупое, неудачное, очень плохое и очень глупое, даже запредельно плохое и запредельно глупое, вроде последних «Трансформеров» или «Богов Египта». А есть фильмы категории «бэ» (B movie) – совершенно особая ниша, у которой толпы своих фанатов, ни за что на свете не желающих менять ее на дорогой и качественный блокбастер.

Откуда возник этот термин? Дело было в 30-40-х, в так называемый золотой век Голливуда. Тогда крупные студии, продавая кинотеатрам приличный, добросовестно сделанный и отменно разрекламированный фильм, в довесок навязывали халтурку – что-то очень недорогое, снятое, как говорится, левой ногой по плоскому ширпотребному сценарию с участием актеров сомнительного таланта и репутации. И в кинотеатрах эти два продукта шли одним сдвоенным сеансом, друг за другом: первым показывали фильм категории A, а за ним следовало «нечто» категории B, то есть второго сорта. Так студии и наживались, насильно впаривая плоды дешевого труда в комплекте с чем-то толковым.

Причем в разные эпохи в категорию «бэ» попадали самые различные жанры. В 30-е годы это были вестерны, в 40-е – нуар, в 50-е – научная фантастика, в 60-е – эротика, в 70-е – пеплумы, в 80-е – хорроры, в 90-е – боевики. Со временем эта ниша обросла толпой преданных поклонников, которые как раз и тащились от нарочитой бездарности и второразрядности ее продукта, не требующего от зрителя никаких усилий. 

Сегодня при упоминании категории «бэ» нам в первую очередь представляются экшны конца 80-х – середины 90-х. Да-да, все те смешные серьезные фильмы с Жан-Клодом Ван Даммом, Дольфом Лундгреном, Чаком Норрисом, Марком Дакаскосом… И все те киноманы, которые в указанные десятилетия были завсегдатаями видеосалонов и пересматривали до дыр кассеты с одноголосым гнусавым переводом, сегодня составляют сообщество яростных любителей «би муви», ностальгирующих по эре пиратских VHS.  

 

   

Категория «бэ» -- это в некотором роде колыбель и могила кинозвезды, ее рождение и ее же смерть. Многие именитые режиссеры (например, Джеймс Кэмерон) и многие именитые актеры (например, Джек Николсон) начинали карьеру именно с низовых фильмов. И это вполне нормально и ничуть не стыдно. Куда печальнее, когда в «бэ» скатываются звезды пенсионного возраста, некогда чувствовавшие себя очень крутыми, востребованными, желанными, а нынче оставшиеся не у дел, либо в страхе лишиться работы и славы хватающиеся за любое предложение без разбору. Как, например, Брюс Уиллис, Рутгер Хауэр, Антонио Бандерас.

Принято считать, что в последние годы фильмы категории «бэ» попадают сразу на домашнее видео, минуя кинотеатральный прокат (и кинокритики, понятно, брезгуют такое рецензировать). Но бывают странные исключения, приятные для VHS-фанов, для которых каждый штамп нелепого пафосного сюжета – как бальзам на душу, и дикие для всей остальной публики, которая привыкла к другому уровню и наивно решила, что подобное не снимают уже лет эдак двадцать, а то и тридцать.

«Обет молчания» с Антонио Бандерасом – как раз из таких исключений. Это история успешного адвоката, который из-за работы уделяет жене и дочери слишком мало времени, а все прорехи (опоздал на день рождения, пропустил утренник в школе, забыл о годовщине, не поцеловал на ночь и т. п.) заполняет дежурными мягкими мишками с извинительной открыткой. И вот в один из таких испорченных вечеров провинившийся герой возвращается домой, а жены и дочери нет. А позже полиция сообщает о двух трупах, найденных в канаве.

Все это мы узнаем из флэшбэка, призванного пояснить, кто этот «крепкий орешек» на экране, который не разговаривает, раздражается от малейшего шума и беспричинно нападает на чернокожего парня в закусочной. Кто этот немолодой Бэтмен в кожаной куртке и с помятым лицом.

Сюжет, в котором герой мстит плохому парню за смерть близких, только кажется нарочито простым и прямолинейным (к слову, параллельно с «Обетом молчания» в прокат вышел «Иностранец», где Джеки Чан играет бывшего спецагента, а нынче скромного владельца небольшого лондонского ресторанчика, который сам решает найти убийцу своей дочери, так как полиция не шевелится, и совершить акт возмездия). На самом деле его можно обыгрывать и так, и эдак, и выдавать на выходе и стильное, и эмоциональное, и даже иносказательное, фигуративное зрелище. Так, например, «Джон Уик» --- это эпичная, ритмичная, красивейшая вендетта за щенка. «Под покровом ночи» --- это метафора, где сюжет книжного романа о парне, дочь и жену которого жестоко убивают, не буквально отражает действительность и реальные отношения между главными героями, бывшими мужем и женой. «На пределе» -- это очень простая история праведной мести, которая подкупает почти что документальной реалистичностью, душераздирающей актерской игрой и твердой уверенностью, что все правильно и иначе нельзя; тот редкий случай, когда зритель не просто смотрит, но всем своим естеством участвует в происходящем и неистово жаждет, чтобы правосудие свершилось.

Чего не скажешь про «Обет молчания». Тут решительно все равно, отмстит персонаж Бандераса или не отмстит, и даже хлипкая детективная составляющая не помогает (впрочем, в подобном кино вариант «не отмстит» не проходит, так что исход очевиден). С первой же сцены ясно, из какой категории ноги растут. Главный герой, который спустя пару минут будет грозно махать руками и сковородкой, смотрит с экрана таким же неумелым и карикатурным суровым взглядом, каким смотрит ребенок, которому в школьном спектакле поручили играть злого волка. При этом выглядит 57-летний Бандерас уже далеко не крепким, а ссохшимся орешком, отчего демонстративные пафос и крутизна еще несуразнее. Но если бы адвоката Валеру (это фамилия, а не имя, но все равно весело) сыграл Ван Дамм, было бы, наверное, еще смешнее.

В боевиках категории «бэ» все предельно серьезно, и у действий протагониста непременно должно быть некое философское подспорье, некий кодекс чести и принципов. В данном случае это цитатник изречений римского императора Марка Аврелия. Так что всю дорогу Бандерас произносит нечто вроде «Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием, часто она состоит именно в бездействии» или «Настоящий способ мстить врагу – это не походить на него» (у Аврелия еще есть высказывание про секс: «Совокупление – трение внутренностей и выделение слизи с каким-то содроганием», но этот афоризм Валера почему-то не использует).

А еще в боевиках категории «бэ» из 90-х женские персонажи всегда выступали немногословным симпатичным придатком. И в «Обете молчания» этот ретроградский подход доведен до совершенства: жена главного героя не произносит за фильм ни слова (не считая реплики «Я что-то нарушила?», адресованной копу, остановившему ее авто), но зато улыбается и покачивает головой подобно интерактивной кукле Ангелине на батарейках из интернет-магазина.

«Обет молчания» -- это как сходить на концерт Стаса Михайлова. И самое главное в этом походе – быть поклонником Стаса Михайлова.

И ни в коем случае не путайте боевик категории «бэ» с олдскульным боевиком. Если жаждете первого – идите на Бандераса. Если же предпочитаете второй – вперед на Джеки Чана, который, кажется, впервые предстал не в комедийном, а в очень серьезном и даже драматичном амплуа. 
 

Тэги: фильм, кино

Комментарии

Выбор редакции
Как коронавирус ударил по итальянскому футболу
Как коронавирус ударил по итальянскому футболу
Как коронавирус ударил по итальянскому футболу
Как коронавирус ударил по итальянскому футболу
«Небесная сотня» больше не сотня: на Майдане погибли 78 митингующих и 13 милиционеров
«Небесная сотня» больше не сотня: на Майдане погибли 78 митингующих и 13 милиционеров
Половина «Небесной сотни» это фальсификат, - Елена Лукаш
Половина «Небесной сотни» это фальсификат, - Елена Лукаш
Украинцам предлагают рассказать о своих религиозных предпочтениях, ответив на вопросы
Украинцам предлагают рассказать о своих религиозных предпочтениях, ответив на вопросы
Мобилка ночью становится опасной
Мобилка ночью становится опасной
Появился новый телеграм-канал о тайных обществах и заговорах «Адекватный конспиролог»
Появился новый телеграм-канал о тайных обществах и заговорах «Адекватный конспиролог»
Корчинский о Шеремете: Мы в конце-концов пойдем и бомбу туда подложим
Корчинский о Шеремете: Мы в конце-концов пойдем и бомбу туда подложим
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила Instagram-канал
Заработал новый telegram-канал «Авторская аналитика»
Заработал новый telegram-канал «Авторская аналитика»
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
fraza.ua
На суровой киевской окраине Mercedes на скорости «влип» в фуру
На суровой киевской окраине Mercedes на скорости «влип» в фуру
На суровой киевской окраине Mercedes на скорости «влип» в фуру
На суровой киевской окраине Mercedes на скорости «влип» в фуру
Киев готовится к встрече китайского коронавируса
Киев готовится к встрече китайского коронавируса
В Одессе подозреваемый в убийстве достал гранату прямо в зале суда
В Одессе подозреваемый в убийстве достал гранату прямо в зале суда
В УПЦ увидели некомпетентность Посольства Украины в Черногории и просят МИД призвать к ответу виновных
В УПЦ увидели некомпетентность Посольства Украины в Черногории и просят МИД призвать к ответу виновных
Секретарь СНБО: Лучшее лекарство от коронавируса — лук, сало и чеснок
Секретарь СНБО: Лучшее лекарство от коронавируса — лук, сало и чеснок
Во Вселенной произошло самое большое «извержение» со времен Большого взрыва: астрономам удалось его снять
Во Вселенной произошло самое большое «извержение» со времен Большого взрыва: астрономам удалось его снять
Митрополит Онуфрий рассказал о цели своего визита в Черногорию
Митрополит Онуфрий рассказал о цели своего визита в Черногорию
Ученые получили впечатляющий снимок планетарной туманности из созвездия Циркуля
Ученые получили впечатляющий снимок планетарной туманности из созвездия Циркуля
В Киеве Audi на скорости протаранила машину такси ‒ есть жертвы
В Киеве Audi на скорости протаранила машину такси ‒ есть жертвы
В Киеве прямо из детского дома похитили малолетнего ребенка
В Киеве прямо из детского дома похитили малолетнего ребенка
fraza.ua

Опрос

Статьи на какие темы вас больше интересуют?