TOP:
  • Все новости
  • Фото
  • Видео
24.05.16 16:44

Людмила Горделадзе: Успех документального кино в современном кинотеатре ─ это зрительский фильм с потенциалом для долгого кинопроката

24.05.16 16:40

Более 400 км границы с РФ – это линия фронта, остальные – «обычная граница с агрессором» /Аваков/

24.05.16 16:36

Завтра нас опять ждут дожди

24.05.16 16:33 Видео

Не пропустите. Итальянская мелодрама «Пристегните ремни» – в украинском прокате уже с 26 мая

24.05.16 16:29

Ко Дню города под Киевом пройдут массовые бои на мечах

24.05.16 16:22

Миссия ОБСЕ открывает патрульную базу в Счастье

24.05.16 16:13

Киевский суд разрешил Непопу засыпать и застроить Утиное озеро на Здолбуновской

24.05.16 15:59

ЕС рискнет вложить в украинскую инфраструктуру еще 20 млн евро

24.05.16 15:48

У Путина продолжают внушать россиянам, что они очень хотят провести отпуск в Крыму

24.05.16 15:40

Боевики усиливают передовые подразделения сразу на четырех направлениях /разведка/

Читайте также другие Новости Украины

Новости партнеров

Новости партнеров


Статьи

«Сын Саула»: Вера, Освенцим, Кровь

Автор: Антон Филатов


Журналист, кинокритик

«фрАза»


В Киеве состоялась премьера одного из наиболее титулованных фильмов прошло года «Сын Саула». Кроме «Оскара» за лучшую ленту на иностранном языке, он был отмечен четырьмя призами в Каннах (учитывая вторую по значимости награду кинофеста) и множеством других престижных призов. Картина также попала в топы многих авторитетных изданий и критиков.

Этот скорбный шедевр, приоткрывающий загадку истинной веры, выйдет в украинский прокат не ранее сентября. А предпоказы фильма организовал кинофестиваль «Молодость».

В карьере венгерского режиссёра Ласло Немеша «Сын Саула» стал первым полнометражным фильмом. Столь густой поток всяческих похвал этой картине ставит её в один ряд с такими выдающимися режиссёрскими дебютами, как «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Иваново детство» Андрея Тарковского и «Красота по-американски» Сэма Мендеса.

Сюжет ленты переносит в Аушвиц (Освенцим) 1944 года. События показываются глазами еврейского пленного Саула Аусландера, который является членом зондеркоманды. Он занимается тем, что сопровождает пленников в газовую камеру, таскает трупы, а также собирает их одежду.

В одной из партий смертников Саул встречает парня, в котором узнаёт своего сына. После этого главный герой ставит себе за цель похоронить молодого человека по всем религиозным правилам. Но для этого придётся уберечь тело от крематория, найти раввина, сохранить собственную жизнь и помочь сослуживцам в организации побега.

 

 

Концентрация ужаса на экране заставляла смотреть с пониманием на тех, кто покидал зал, не досмотрев фильм и до середины.
Создатели отвели все картины убийств, расчленёнки, тысяч трупов, луж крови и прочего кошмара на задний план в прямом и переносном смысле. Вся лента построена на крупных планах главных героев. Оттого детали индустрии смерти находится в расфокусе или же попадают в квадрат экрана лишь фрагментами. С одной стороны, это щадит глаз зрителя. С другой — усиливает его воображение.

Главный герой безропотно и бесчувственно выполняет свои обязанности в Аушвице. Саул — словно марионетка в руках самого дьявола, которая беспрерывно возится с трупами в этой мануфактуре ада.

В течение практически всего фильма лицо главного героя изучается, словно под увеличительным стеклом. А это — вызов даже для маститого актёра. В таком случае исполнитель главной роли не имеет права на ошибку: любая неточность в эмоции или погрешность в состоянии сразу бросается зрителю в глаза. Так что когда узнаёшь, что ключевую роль в картине сыграл непрофессиональный актёр, для которого это было едва ли не первое в жизни появление на экране, то переживаешь лёгкое недоумение.

Протагониста исполнил венгерский поэт, живущий в Нью-Йорке, Геза Рёриг. Лично он воспринял эту ленту как произведение о вере. Сравнивая «Сына Саула» с другим знаменитым фильмом о Холокосте «Списком Шиндлера», Рёриг отметил, что картина Спилберга очень буквально разделяет всех персонажей на положительных и отрицательных, что далеко от действительности. «Мы одновременно злодеи и герои», — характеризует он персонажей своего фильма.

Как отмечают историки, зондеркоманды выполняли работу, на которую не хватало духу даже самым жестоким нацистам. Оттого в такие группы попадали, главным образом, убийцы, садисты и прочее отребье рода человеческого. Ведь не у каждого психика выдержит эту беспрерывную возню с трупами.

В связи с этим создателям фильма часто предъявляют претензию, что подобный Саул со своим обострённым религиозным чувством просто невозможен в стае зондеркоманды. Но когда смотришь фильм, такой персонаж выглядит убедительно. Будь он до попадания в лагерь хоть Джеком Потрошителем, в рамках этого сюжета его поступкам веришь и сопереживаешь.

Сам же режиссёр картины ставил себе за цель создать более гуманный образ членов зондеркоманды, отмечая, что страдали они не меньше других: «Они жили в эпицентре ада. Считаю, они заслуживают уважения. Некоторые из них сами бросались в газовую камеру».

Чем гуще тьма, тем контрастнее на её фоне выглядит проблеск света. Именно так резко на фоне фабрики смерти в Аушвице выглядит проблеск веры, которому следует главный герой. Его стремление похоронить сына по всем религиозным правилам — это не безумие или слепая одержимость ритуалом. Это акт спасения. В его мире правят смерть и страх. Жизнь там не возможна. Поэтому единственное, что Саул может сделать для своего сына, это похоронить его по-человечески, что, возможно, принесёт ему покой хотя бы на небесах.

Символичность сюжета этого фильма возводится до мифологических масштабов. Молодой парень, которого пытается похоронить Саул, — словно олицетворение еврейского народа, который уничтожался во времена Второй мировой. Не случайно имя главного героя в фильме совпадает с именем первого царя народа Израиля. Последний, согласно Ветхому Завету, обладал мятущейся и вместе с тем меланхоличной душой, как и его экранный тезка.

Внутренняя религиозность главного героя ставится в фильме выше рутины официального духовенства. Саул не знает молитвы, однако даже под пулями пытается довести ритуал погребения до конца. А экранный раввин резко прерывает молитву в этой же ситуации, думая лишь о себе и спасается бегством.

Этим поиском-веры-в-себе «Сын Саула» созвучен прошлогоднему лауреату премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке «Идой» Павла Павликовского. Ещё одним восточноевропейским фильмом, в котором поднимаются темы Холокоста и внутренней религиозности. Похоже, что западный зритель закрепил за кинематографом нашего региона клише «фильмы о религии и вере». Правда, не похоже, чтобы веры стало больше и в самой нашей реальности...

 

 




Теги: фильм, кино

Комментарии:

Новости партнеров

Load...



Опрос

Кто вы?

Реклама



krysha.ua