26.07.16
Архив
ТОП:
Яценюк в очередной раз обворовал народ

Торопясь на новогодние вакации, депутаты с подачи правительства Яценюка приняли нормативный акт, резко сокращающий льготы для целого ряда категорий граждан. Отменена компенсация предприятиям зарплат мобилизованных защитников Отечества, урезаны выплаты матерям-одиночкам и бесплатное питание для школьников, заморожены пенсии, продлено действие налогов для работающих пенсионеров, отменены льготные пенсии для ряда специфических категорий работников и так далее. Экономия от этого выйдет копеечная, но не на олигархах же экономить!

Кроме того, правительству удалось протолкнуть норму, которая фактически освобождает от обязанности индексировать доходы граждан в связи с инфляцией.

Наряду с нашумевшим бюджетом на 2016 год и очередными изменениями в Налоговый кодекс депутаты накануне Нового года с подачи Кабмина проголосовали за некий законопроект № 3628 с неприметным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Этот норматив вносит изменения в 38 законодательных актов, лишая многих граждан заслуженных льгот. Причем в большинстве случаев речь идет о малообеспеченных и низкооплачиваемых категориях населения.

Прежде всего хочется обратить внимание на то, что государство теперь не будет компенсировать предприятиям расходы на заработную плату и соответствующий единый социальный взнос на время мобилизации их работников. Как заявил министр социальной политики Павел Розенко, в принятом государственном бюджете на 2016 год отсутствуют средства на возмещение предприятиям расходов на выплаты мобилизованным заработной платы и социальных взносов.

Напомним, что согласно действовавшим до нового года нормативным документам предприятия обязаны выплачивать мобилизованным в Вооруженные силы, Национальную гвардию и другие вооруженные формирования средний заработок и перечислять соответствующие суммы единого социального взноса (ЕСВ) за время мобилизации. После демобилизации предприятия должны восстановить бывших военнослужащих на их рабочих местах.

Внешне это выглядело красиво, но в реальности работало далеко не всегда. Подобные «ценные указания партии и правительства» были выполнимы в советское время, когда все являлось государственным. Но сейчас на дворе наступил полный «дерьмократический капитализдец», а посему никто никому не нужен, включая защитников Отечества. Теперь все продается и покупается, все денег стоит! С чего бы это владелец частного предприятия должен платить зарплату и ЕСВ работнику, который год и более отсутствует на рабочем месте, особенно сейчас, в период кризиса, когда многие бизнесы и без того переживают далеко не лучшие времена?! Тем более что в стране царит безработица и желающих на пустующее рабочее место найти не проблема.

До сих пор вопрос хоть как-то решался путем выделения государством соответствующих компенсаций предприятиям на время мобилизации их работников. Хотя и здесь имели место массовые нарушения прав, бюрократическая волокита, коррупция и прочие прелести нашего бытия.

Теперь же, как видим, государство решило и вовсе отказаться от таких компенсаций. Мотивировку и рецепты выхода из ситуации в правительстве приводят, мягко говоря, неадекватные.

«На эту программу выделялась значительная сумма средств. В 2016 году у государства нет дополнительных 2 миллиардов гривен , чтобы продолжать финансировать эту программу из бюджета», — заявил на пресс-конференции министр социальной политики Павел Розенко.

По словам Розенко, в 2016 году налоговая нагрузка на фонд оплаты труда будет снижена, поэтому пришлось оптимизировать некоторые социальные программы. По его мнению, будет справедливо, если бизнес возьмет на себя часть расходов по социальным программам, в частности по выплате зарплат мобилизованным.

Напомним, что согласно принятым накануне Нового года поправкам в налоговое законодательство ставка ЕСВ существенно уменьшена. Если до сих пор она составляла в среднем 41%, то с 1 января 2016 года уменьшилась до 22%.

Но даже такое сокращение ставки ЕСВ отнюдь не компенсирует выплату зарплаты и ЕСВ мобилизованным в армию. А главное, с трудом верится, что бизнес возьмет на себя социальные программы: кто-то не сделает это из жадности, а кто-то в нынешнее кризисное время и так едва выживает. Другое дело, если бы предприятиям сумму налогов и/или ЕСВ уменьшили на величину выплат мобилизованным военнослужащим. Но так вопрос не ставится.

Обстановка на востоке регулярно накаляется и грозит перерасти в полномасштабную войну. Однако власть, похоже, уверовала, что война на Донбассе подходит к концу. Как сказал глава Министерства социальной политики, Минобороны планирует начать демобилизацию уже в марте 2016 года, а следующая волна мобилизации пока не планируется.

Мнение Розенко о том, что бизнес должен взять на себя социальные программы, выглядит, мягко говоря, спорным. Оборона страны и содержание защитников Отечества всегда были, есть и будут исключительно функцией государства. Так заведено даже у самых «развитых капиталистических демократов». Не говоря уже о том, что оборона вообще не является социальным вопросом, и здесь министр Розенко явно погорячился.

* * *

Указанный норматив наносит также серьезный удар по целому ряду пенсионеров.

Прежде всего на 2016 год продлена норма о взимании налога с пенсий работающих пенсионеров в размере 15% суммы, превышающей 3 минимальные зарплаты. На данный момент это 4134 гривны. По мнению Яценюка и компании, пенсионеры, получающие больше этой суммы, то есть больше 165 долларов, ведут слишком шикарную жизнь, а потому их решили «обезжирить»!

Максимальные пенсии в 2016 году ограничены суммой 10740 гривен. С одной стороны, о такой пенсии подавляющее большинство отечественных пенсионеров не могут мечтать даже в самых розовых снах. Но с другой — возникает вопрос: а если гражданин заработал такую пенсию, работая на шахте, летая летчиком-испытателем и так далее? Ранее максимальные пенсии повышались автоматически при каждом повышении прожиточного минимума для нетрудоспособных до размера, равного 10 прожиточных минимумов, и таким образом с 1 января 2016 года максимальная пенсия должна была составлять 13300 гривен. Но ее, как видим, обрезали... А ведь 10740 гривен — это по нынешним временам всего-то чуть более 450 долларов. И в этом, кстати, повинны правительство и Национальный банк, обесценившие гривну за последние два года!

На 2016 год продлена норма о невыплате пенсий целому ряду категорий работающих пенсионеров. Речь идет о госслужащих, судьях и прокурорах. Эта норма касается также работающих военных пенсионеров, за исключением инвалидов 1-й и 2-й групп, инвалидов войны 3-й группы, участников боевых действий.

Подобные телодвижения в отношении пенсионеров отбивают всякое желание работать «по-белому», уплачивая сполна полагающийся единый социальный взнос, чтобы в будущем получать достойную пенсию. Все равно будешь получать копейки, поскольку какой-нибудь очередной «Яценюк» урежет ее под предлогом того, что «в стране кризис, и Родина в опасности». А поскольку «в стране кризис, и Родина в опасности» уже в течение 25 лет, то есть четверти века (!), то лучше жить здесь и сейчас в соответствии с имеющимися заработками, не откладывая особо на пенсию, которая все равно по факту окажется мизерной!

В этом смысле указанный норматив нанес очень болезненный удар по отдельным категориям работников, которые имели право выходить на пенсию по выслуге лет в определенных отраслях без права дальнейшей работы в этой отрасли (так называемая долевая пенсия). Льготный стаж для них ранее составлял 25 лет. Теперь его хотят постепенно увеличить до 30 лет, за исключением женщин-авиаторов и стюардесс, для которых сохраняется 25-летний льготный стаж.

Новация касается двух категорий работников. Первая категория — это летный состав, к которому относятся пилоты, бортинженеры, штурманы, стюарды и стюардессы. Теперь они смогут получать пенсию только по достижении 50 лет, естественно, при наличии льготного стажа. Для большинства представителей указанных профессий теперь льготная пенсия станет недостижимой. Ведь до 50 лет сохранять состояние здоровья, пригодное для летной работы, более чем проблематично. Точно так же трудно представить 50-летнюю стюардессу. Иными словами, пока люди молоды и здоровы, их будут использовать на летной работе, а как только здоровье пошатнется и они не смогут пройти летную медкомиссию, их будут выбрасывать за ненадобностью без льготной пенсии. Такой себе «яценюкизм» во всей его красе!

Ко второй группе работников относятся артисты, социальные работники, а также самая многочисленная и социально значимая категория льготных пенсионеров в лице учителей и медицинских работников, которые также имели право выходить на «долевую пенсию» по достижении 25-летнего стажа работы по специальности. Кстати, в отличие от летного состава пенсия по выслуге для педагогов и медработников получалась мизерная, практически минимальная. Теперь же она им полагается не ранее чем в 55 лет, а льготный стаж будет увеличен с нынешних 25 до 30 лет в течение 2016-2024 годов путем его увеличения на 6 месяцев ежегодно.

Самое забавное — если в данном случае позволительно забавляться! — состоит в том, что подавляющее большинство педагогов и медработников получают зарплату из государственного бюджета или местных бюджетов, которым госбюджет, как правило, выделяет на эти цели субвенции. Зарплаты эти, как известно, щедрыми назвать трудно, а чаще они просто издевательски низкие, но все равно выше, чем долевая пенсия по выслуге. Таким образом, элементарная логика подсказывает, что государству выгоднее платить им нищенские пенсии, чем тоже нищенские, но все же более высокие зарплаты! Однако похоже, что нынешняя «демократическая» власть и логика несовместимы...

Правда, оставаясь на своих рабочих местах, теперь уже несостоявшиеся льготные пенсионеры позволяют экономить, поскольку отпадает необходимость принимать на их рабочие места более молодых соискателей их нищенской зарплаты. Но это оборачивается безработицей, в результате которой тысячи выпускников «престижных» педагогических и медицинских вузов не могут найти работу. Правда, молодежь не очень-то стремится работать за копейки. Словом, подобная норма по факту только усложняет социально-демографическую проблему.

* * *

Существенно урезан целый ряд льгот, связанных с детьми.

Ранее на детей из неполных семей государство выплачивало помощь в размере 30% прожиточного минимума, установленного для детей соответствующего возраста. Чтобы было понятно, для ребенка в возрасте до 6 лет эта сумма составляла 350 гривен, то есть, в сущности, копейки. Отметим, что прожиточный минимум для детей до 6 лет сейчас составляет 1167 гривен, а в возрасте от 6 до 18 лет — 1455 гривен в месяц. Теперь же вводится следующая замысловатая формула: размер помощи будет исчисляться как разница между соответствующим прожиточным минимумом и среднемесячным доходом на 1 человека за предыдущие полгода. В результате, если одинокий родитель ребенка до 6 лет имеет зарплату 2500 гривен, то помощь на ребенка ему не положена.

Пострадают дети от пресловутой децентрализации, под которую центральная власть сбрасывает на местные бюджеты то, за что из государственного бюджета платить не хочется, равно как не хочется и возиться с этими проблемами. Проблема же в том, что в местных бюджетах денег на это нет, и с развитием кризиса они едва ли появятся. В результате некоторые категории детей, включая сирот и инвалидов, просто лишатся льгот, хотя формально на бумаге они останутся.

Например, ранее за питание в государственных детских садах родители платили в городах 60% стоимости, а в сельской местности — 40%. Теперь все 100% может платить и местный бюджет, но по решению соответствующего органа местного самоуправления, естественно, при наличии средств. Очевидно, что средств в местных бюджетах чаще всего нет и не будет. Результат очевиден: даже частичной компенсации питания в детсадах не будет. Точно так же на местные бюджеты возложена теперь «святая обязанность» оплачивать бесплатное питание детей-сирот и инвалидов, детей без родительской опеки и из малообеспеченных семей, в которых доход на каждого члена семьи не превышает прожиточного минимума, составляющего на данный момент 1330 гривен. Ранее это оплачивалось госбюджетом, а теперь далеко не все местные бюджеты смогут найти на это средства, особенно в депрессивной сельской глубинке.

Точно так же на местные бюджеты теперь возлагается обязанность оплачивать бесплатное питание в школах детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, учеников младших классов. Ранее на эти цели средства выделялись из государственного бюджета, теперь же, если в местных бюджетах на это не хватит средств, то и данной льготы не будет. Ничего личного, просто децентрализация, под прикрытием которой сокращаются социальные льготы!

Кстати, примерно тем же в свое время «прославилась» Маргарет Тэтчер в Великобритании, отменившая бесплатное молоко в школах, являвшееся одной из британских традиций. Это у нас до сих пор восхваляют эту «британскую тетку» как образец реформизма. А в Великобритании, когда она покинула этот мир, очень многие коренные чопорные британцы, причем не маргиналы и не люмпены, ттанцевали на улицах, радуясь, что «Мэгги» наконец-то отправилась «на собеседование» к праотцам Аврааму, Исааку и Иакову.

* * *

В целом указанные выше, равно как и неуказанные, реформации Яценюка и компании сводятся к одному — к урезанию любыми способами уровня жизни населения. Это вполне закономерно ведет к сокращению покупательной способности граждан, что неминуемо оборачивается дальнейшим падением производства и торговли из-за неплатежеспособности и, соответственно, снижением поступлений в бюджет, из-за чего приходится опять искать, какие бы налоги поднять и на чем бы еще сэкономить. Круг замыкается, финансово-экономический кризис углубляется, страна вынуждена брать кредиты, залезая все глубже в долговую кабалу и неуклонно ухудшая социально-экономическую ситуацию из-за непомерных социальных требований МВФ вроде катастрофического повышения коммунальных тарифов.

Перебрасывание социальных расходов на полупустые и пустые местные бюджеты под прикрытием модной нынче децентрализации — мера того же порядка.

В этом смысле особого внимания достойна следующая норма указанного закона, принятого накануне Нового года. До сих пор индексация зарплат на уровень инфляции производилась в том случае, если инфляция превышала 1% в месяц. Теперь же под новогоднюю елочку, пользуясь тем, что спешащим на праздничные вакации депутатам было некогда и «облом» читать текст того, за что они голосуют (не говоря уже о том, что им вообще на все наплевать!), правительство Яценюка протащило следующую норму: индексация будет проводиться только в случае, если инфляция составит 3% в месяц.

Ведь это же огромная величина! Если ежемесячно цены будут расти на 3%, то за год их рост превысит, с некоторыми оговорками, 38%. Но теперь ничего компенсировать никому не надо будет. Таким образом, правительство Яценюка вообще снимает с себя ответственность за инфляционный рост цен и обесценивание доходов граждан!

Тэги:

Комментарии