TOP:
  • Все новости
  • Фото
  • Видео
Читайте также другие Новости Украины

Новости партнеров

Новости партнеров


Статьи

К юбилею первых украинских театральных гастролей в Стране восходящего солнца

Автор: Леонид Грушевой


Журналист

«фрАза»


На 2016 год приходится 100-летие первого в истории турне украинского театра в Японии. Знаменательное событие встречи с украинской культурой жителей далеких тихоокеанских островов (впервые за все время существования цивилизации) состоялось в начале лета 1916 года.

Театральная труппа, состоящая из почти 50 актеров и музыкантов, успешно гастролировала в нескольких японских городах — таких, как Токио, Кобе, Иокогама, Нагасаки, и других. Основателем трупы, ее многолетним руководителем и режиссером был Константин Леонтьевич Кармелюк-Каменский, уроженец города Казатин Винницкой области (в то время Киевской губернии). Известно, что Константин Леонтьевич был активным деятелем диаспоры Дальнего Востока России, в частности выступил одним из основателей украинской громады в Хабаровске, являлся членом Рады Владивостокского отделения Дальневосточной театрально-артистической спилки.

Делегация Киото в парке Киото (Киев. 2011 год)

Начало 20 века характеризуется заметным подъемом театрального движения. Проводники украинской культуры нового времени продолжали славное дело таких корифеев, как Карпенко-Карый, Котляревский, Кропивницкий, Старицкий и другие. Однако лишь спустя год в Киеве будет создана актерская студия «Молодой театр» Леся Курбаса и лишь через два года, в 1918-м, — основан первый украинский Государственный драматический театр. Еще через четыре года появится на свет известный труд Дмитрия Антоновича «300 лет украинского театра, 1619-1919». А к тому времени в России уже 12 лет существовал и активно гастролировал по стране под названием «Общество российских-малороссийских артистов» мобильный актерский коллектив. География гастрольных турне труппы в сложный период Первой мировой и Гражданской войн охватывала, главным образом, регионы Сибири и Дальнего Востока, которые были заселены преимущественно выходцами из Украины. Однако в разные годы своего существования театр показывал зрителям шедевры украинской драматургии и на Кавказе, и в Средней Азии, и в Китае.

Корреспондент газеты «Асахи» Hitoki Nakagawa в Парке Киото (Киев 21.10.2014)

Надо признать, что передвижной театр Кармелюка-Каменского не был единственной в России украинской актерской труппой. В условиях существовавшей при царизме системы цензуры и запретов театральная деятельность была едва ли не единственной легальной возможностью для украинцев, расселившихся по всей империи, хранить и распространять родной язык и культуру. При украинских общинах, которые со временем создавались в местах компактного проживания поселенцев, куда только достигали переселенческие обозы, создавались и действовали любительские актерские кружки и студии. Наиболее плотно украинцами оказались заселены земли Хабаровского и Приморского краев, а также Амурской области. Именно этот регион, обжитый украинскими переселенцами, впоследствии был назван Зеленым Клином.

Склонные к творческой деятельности украинцы повсеместно организовывали спектакли, представления и постановки. Наибольшей популярностью у зрителей, как писала российская пресса того времени, пользовались «Наталка Полтавка», «Наймичка», «Запорожец за Дунаем», «Тарас Бульба» и другие. Более подробные сведения об этом можно почерпнуть, в частности, из Энциклопедического справочника «Зеленый Клин», в котором его составитель — российский ученый-историк Вячеслав Черномаз собрал сведения, в том числе, и об украинском театральном движении (https://issuu.com/history.sumy/docs/zelenyj_klyn). Из всех известных в то время деятелей культурного фронта именно Кармелюку-Каменскому хватило настойчивости и таланта для организации первых в истории украинского театра гастролей в Японии.

Покинутый обелиск защитникам Киева через дорогу от парка Киото

Подробностей о тех событиях сохранилось немного. Сообщалось, что переговоры о таких гастролях велись несколько лет, но только в 1916 году труппа Кармелюка-Каменского смогла прибыть в страну, с которой за десять лет до этого огромная Российская империя была в состоянии войны и неожиданно для себя эту войну проиграла. Поражение в русско-японской войне привело к потере значительной части дальневосточных территорий и было болезненно воспринято российским обществом.

Ремонт дорожек в парке Киото (Киев)

Считается, что поражение в той войне стало одним из факторов, способствовавших возникновению революционной ситуации в стране. И, кстати, не исключено, что именно русско-японская война впервые «познакомила» японцев с украинской нацией и стала причиной роста их интереса к этому диковинному для них народу, его истории и культуре. Дело в том, что немалую часть российских сухопутных войск, героически оборонявших Порт-Артур, составляли именно украинские подразделения — харьковские и полтавские полки. Да и многие командиры российской Манчжурской армии, включая одного из командующих — генерала Николая Линевича, были этническими украинцами. Вероятно, этот факт могли для себя отметить японцы, знаменитые своим тщательным вниманием ко всем деталям и аспектам любого дела.

Первые в истории гастроли украинского театра в Стране восходящего солнца имели большой успех у японского зрителя. Местные газеты сопровождали каждый спектакль одобрительными отзывами, объясняли читателям те или иные нюансы сюжетов постановок. Историкам стоит поискать эти публикации, которые могли сохраниться в зарубежных архивах. Интересно, что в самой России гастроли труппы остались почти незамеченными. Впрочем, московский журнал «Украинская жизнь» откликнулся публикацией на это событие, не удержавшись от некоторых критических «шпилек» в адрес якобы провинциальной игры «малороссийских актеров». Впрочем, политика замалчивания в Российской империи успехов и достижений национальных культур никого и сегодня не удивляет. Удивляет то, что в самой Украине до сих пор почти никто не знает об этом важном факте — первых в истории гастролях украинского театра в Японии, состоявшихся целых 100 лет назад.

А ведь очевидно, что широкое празднование этого знаменательного юбилея могло бы стать заметным событием в культурной жизни страны. Кроме того, такие мероприятия вносят важный вклад в развитие двусторонних отношений между государствами. Не секрет, что в Украине всегда был и существует сегодня большой интерес к Востоку, а потому успех такого фестиваля фактически предопределен. Но вот интерес японцев к себе украинцы, полагаю, должны стимулировать сами, и намного активнее. Япония, как мощное в экономическом и технологическом смысле государство, вполне могла бы стать стратегическим союзником Украины. Очевидно, что нынче украинско-японские отношения не так широко развиты, как могли бы быть. Именно культурные мероприятия имеют способность ломать барьеры и строить новые мосты взаимопонимания и дружбы между народами. По этой причине интерес к 100-летнему юбилею первых украинских театральных гастролей в Стране восходящего солнца должны проявить не только отдельные украинские театральные объединения и учреждения культуры, но и государственные структуры. И прежде всего — министерства культуры и иностранных дел, инициировав проведение соответствующих мероприятий. Хотя бы для того, чтобы украинскому правительству снова не оказаться в неудобном положении, когда вдруг предприимчивая и энергичная Япония первой проявит инициативу по этому поводу. Ведь хорошо известно, с каким трепетным уважением эта страна относится к истории.

Киевским чиновникам следовало бы вспомнить как урок тот переполох, который наделал в столице в 2011 году неожиданный визит в Украину делегации японского города Киото.

Уважаемые гости из далекой Японии пожелали посетить столичный парк Киото, созданный в Киеве в 1972 году в честь этого японского города-побратима. А парк, как водится у нас, на тот момент был в таком ужасном и полуразрушенном состоянии, что об этом и вспоминать стыдно. Киевские власти тогда в авральном режиме кинулись его восстанавливать, едва успев привести в относительный порядок к приезду уважаемых гостей.

Кстати, ремонт парковых дорожек в парке Киото все еще не завершен. Впрочем, хоть что-то тогда было сделано хорошо,. в частности высажена аллея сакур. Так что сегодня парк может быть прекрасной открытой летней площадкой для всевозможных представлений и современных перфомансов по случаю выдающегося события — 100-летия первых гастролей украинского театра в Японии.




Теги: театр, Япония, Украина

Комментарии:

Новости партнеров

Load...



Опрос

Кто вы?